Логичность в системе коммуникативных качеств речи

 

      Но ко времени, когда появилась большая обобщающая работа Б.Н. Головина о качествах речи (начало шестидесятых),  положение дел было иным [3, с.157].  Выделенные им десять качеств речи можно было бы назвать школьными: «нужно, чтобы речь была такой». Отсюда ощущение незакрытости предложенного списка, и все дальнейшие попытки построить логически прозрачную классификацию на базе этих качеств носят искусственный характер. Это все равно, что строить строгую теорию вокруг правил поведения в общественном транспорте. 

      Вот эти качества: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность,  образность, доступность, действенность, уместность и   богатство (разнообразие).  Сам Головин классифицирует  качества речи следующим образом. В основу кладется соотношение  речи с другими понятиями: «речь – язык» (правильность, богатство, чистота), «речь – мышление» (логичность, ясность, простота, краткость), «речь − объективный мир» (точность), «речь − ее обстановка (уместность), «речь – эстетика» (образность, выразительность, благозвучие). К вопросам ближней прагматики среди перечисленных качеств, на первый взгляд, относится действенность, и в этом случае она выпадает из общего списка: разве все остальные качества не служат тому, чтобы речь была действенной? Но в школьном понимании и «действенность» такое же качество как «правильность» или «образность». Просто считается нужным, чтобы речь была правильной, действенной, образной и т.п., в чем и проявляется то, что мы обозначили как «школьный подход». Интересующая нас логичность речи также попала в список на общих правах, и с тех пор упоминается в самых разных источниках при разном объеме толкования.

      Задачи сегодняшнего дня как никогда связаны с поиском баланса интересов ближней и дальней прагматики. Как культивировать речь таким образом, чтобы в этом были заинтересованы сами говорящие? Ведь время жесткой регламентации сверху миновало и позиции регламентирующей стилистики, как и вообще позиции защиты языковой нормы сильно поколеблены и требуют новых подходов. Каковы должны быть, с другой стороны, рекомендации говорящему, чтобы они не вредили общему коммуникативному пространству? Достаточно обратить внимание на судьбу современной рекламы, чтобы понять, как остро стоят эти проблемы.

      В классификации качеств речи мы исходим из этой сегодняшней конъюнктуры. В основу мы предлагаем положить веерную матрицу из четырех элементов, каждый из которых может быть в свою очередь разделен на четыре элемента на тех же основаниях, что и исходная матрица. В этом и состоит свойство веерных матриц.

      Исходная  матрица будет выглядеть так:

   красота        ясность
   чистота       уместность

     Как видим, это Теофрастовы качества речи. Левая колонка соответствует дальней прагматике (заботе о коммуникативной среде в целом), а правая – ближней (задачам, замкнутым в данном речевом акте). В левой колонке, таким образом, отражены отношения «Я и Мы» (моя речь и коллективе говорящих). Если эта речь чиста (правильна) и к тому же красива, я проявляю заботу об общем коммуникативном благе, не ухудшаю (чистота), а даже улучшаю (красота)  пространство нашей речи. В правой колонке отражены отношения «Я и Вы» (моя речь, обращенная к собеседникам). Я адекватен им (уместен) и плюс к тому понятен (ясность).

      Матрица отражает  реальную систему  распределения усилий ближней и дальней прагматик, феноменологических и ноуменологических стратегий. Развитие ближней прагматики за счет дальней может проявляться в частности в подавлении чистоты речи за счет уместности. Итак, чистота, или правильность – это качество, от которого зависит дальняя прагматика, общие интересы всех говорящих, при этом она элементарна, касается исключительно речи, в ее основе подражание правильной речи, закон аналогии. Красота – это качество, в котором также заинтересованы все говорящие в целом, это то, что гармонизирует общение. Она неэлементарна связана с неречевыми эстетическими категориями. В основе лежит эстетический идеал. Уместность – качество, необходимое для адекватного общения, собственно, она синоним адекватности. В основе лежит ближняя прагматика. Качество элементарно. Ясность – это также адекватное «вписывание» в ситуацию, но это неэлементарное качество, обращенное одной своей стороной к неречевой действительности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Логичность в системе коммуникативных качеств речи
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Логичность в системе коммуникативных качеств речи