Логичность в системе коммуникативных качеств речи |
Страница 2 из 3
Но ко времени, когда появилась большая обобщающая работа Б.Н. Головина о качествах речи (начало шестидесятых), положение дел было иным [3, с.157]. Выделенные им десять качеств речи можно было бы назвать школьными: «нужно, чтобы речь была такой». Отсюда ощущение незакрытости предложенного списка, и все дальнейшие попытки построить логически прозрачную классификацию на базе этих качеств носят искусственный характер. Это все равно, что строить строгую теорию вокруг правил поведения в общественном транспорте. Вот эти качества: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность, уместность и богатство (разнообразие). Сам Головин классифицирует качества речи следующим образом. В основу кладется соотношение речи с другими понятиями: «речь – язык» (правильность, богатство, чистота), «речь – мышление» (логичность, ясность, простота, краткость), «речь − объективный мир» (точность), «речь − ее обстановка (уместность), «речь – эстетика» (образность, выразительность, благозвучие). К вопросам ближней прагматики среди перечисленных качеств, на первый взгляд, относится действенность, и в этом случае она выпадает из общего списка: разве все остальные качества не служат тому, чтобы речь была действенной? Но в школьном понимании и «действенность» такое же качество как «правильность» или «образность». Просто считается нужным, чтобы речь была правильной, действенной, образной и т.п., в чем и проявляется то, что мы обозначили как «школьный подход». Интересующая нас логичность речи также попала в список на общих правах, и с тех пор упоминается в самых разных источниках при разном объеме толкования. Задачи сегодняшнего дня как никогда связаны с поиском баланса интересов ближней и дальней прагматики. Как культивировать речь таким образом, чтобы в этом были заинтересованы сами говорящие? Ведь время жесткой регламентации сверху миновало и позиции регламентирующей стилистики, как и вообще позиции защиты языковой нормы сильно поколеблены и требуют новых подходов. Каковы должны быть, с другой стороны, рекомендации говорящему, чтобы они не вредили общему коммуникативному пространству? Достаточно обратить внимание на судьбу современной рекламы, чтобы понять, как остро стоят эти проблемы. В классификации качеств речи мы исходим из этой сегодняшней конъюнктуры. В основу мы предлагаем положить веерную матрицу из четырех элементов, каждый из которых может быть в свою очередь разделен на четыре элемента на тех же основаниях, что и исходная матрица. В этом и состоит свойство веерных матриц. Исходная матрица будет выглядеть так: красота ясность чистота уместность Как видим, это Теофрастовы качества речи. Левая колонка соответствует дальней прагматике (заботе о коммуникативной среде в целом), а правая – ближней (задачам, замкнутым в данном речевом акте). В левой колонке, таким образом, отражены отношения «Я и Мы» (моя речь и коллективе говорящих). Если эта речь чиста (правильна) и к тому же красива, я проявляю заботу об общем коммуникативном благе, не ухудшаю (чистота), а даже улучшаю (красота) пространство нашей речи. В правой колонке отражены отношения «Я и Вы» (моя речь, обращенная к собеседникам). Я адекватен им (уместен) и плюс к тому понятен (ясность). Матрица отражает реальную систему распределения усилий ближней и дальней прагматик, феноменологических и ноуменологических стратегий. Развитие ближней прагматики за счет дальней может проявляться в частности в подавлении чистоты речи за счет уместности. Итак, чистота, или правильность – это качество, от которого зависит дальняя прагматика, общие интересы всех говорящих, при этом она элементарна, касается исключительно речи, в ее основе подражание правильной речи, закон аналогии. Красота – это качество, в котором также заинтересованы все говорящие в целом, это то, что гармонизирует общение. Она неэлементарна связана с неречевыми эстетическими категориями. В основе лежит эстетический идеал. Уместность – качество, необходимое для адекватного общения, собственно, она синоним адекватности. В основе лежит ближняя прагматика. Качество элементарно. Ясность – это также адекватное «вписывание» в ситуацию, но это неэлементарное качество, обращенное одной своей стороной к неречевой действительности. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.