Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта

Илясова Наталья Владимировна / Iljasova Natal'ja Vladimirovna – магистрант,

кафедра коррекционной педагогики и психологии,

Агавелян Рубен Оганесович / Agavelyan R. O. - доктор психологических наук, профессор

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Чита

 

Аннотация: в статье рассматривается актуальность развития эмоционального интеллекта в сфере прикладной спортивной психологии, проводится сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта спортсменов командных и индивидуальных видов спорта.

Abstract: this article discusses the importance of developing emotional intelligence in the field of applied sports psychology, comparative analysis of the characteristics of emotional intelligence athletes of team and individual sports.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект спортсменов, особенности эмоционального интеллекта, исследование эмоционального интеллекта (EQ), эмоционально-волевая регуляция.

Keywords: emotional intelligence, emotional intelligence athletes, especially emotional intelligence, the study of emotional intelligence (EQ), the emotional-volitional regulation.

 

Современная психология спорта ставит перед собой ряд актуальных прикладных задач, одной из которых является повышение эмоциональной устойчивости спортсменов в соревновательный период. Во многом решению данной задачи может способствовать развитие эмоционального интеллекта спортсменов.

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие, вошедшее в науку в 90-ых годах 20 столетия благодаря теоретическим и исследовательским работам Питера Сэловея и Джона Мэйера. Они первыми ввели в психологию термин «эмоциональный интеллект», разработали концептуальную модель эмоционального интеллекта, предложили методику его измерения.

П. Сэловей и Дж. Мэйер определяют эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».

На настоящий момент в теоретической литературе существуют разные подходы к определению понятия эмоционального интеллекта, разработаны различные модели и концепции эмоционального интеллекта, создаются новые методики его измерения.

Применительно к психологии спорта развитие эмоционального интеллекта может способствовать повышению уровню эмоциональной устойчивости и эмоционально-волевой регуляции спортсменов, профилактике у них эмоционального выгорания.

Актуальность нашей работы заключается в том, что на сегодняшний день эмоциональный интеллект признан популярной психологической концепцией, заслуживающей особого внимания. Развитие эмоционального интеллекта благоприятно сказывается на повышении уровня психологической подготовленности спортсменов, их успешной адаптации к соревновательным условиям. Важно учитывать уровень развития эмоционального интеллекта, его особенности у спортсменов различных видов спорта. Кроме того, недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса в отечественной науке, небольшое количество эмпирических исследований, отсутствие практических и методических рекомендаций делают проблему изучения эмоционального интеллекта спортсменов особенно актуальной и своевременной.

Цель исследования – выявить особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют общие и специфические особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

Методологическая база: концептуальная модель эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж. Мэйера, теоретические и исследовательские разработки Д.В. Люсина, И.Н. Андреевой, Г.А. Кузьменко.

Методики исследования: опросник Н. Холла, опросник ЭмИн Д.В. Люсина, ЭмIQ-2.

Эмпирическая база. В исследовании приняли участие спортсмены ГОУДОД «Краевая детско-юношеская спортивная школа Забайкальского края» (25 человек – спортсмены-дзюдоисты, 25 человек – спортсмены баскетболисты). Пол исследуемых – мужской. Возраст исследуемых – 16-17 лет. Также в исследовании в качестве контрольной выборки участвовало 50 юношей общеобразовательных школ (9-10 класс, возраст – 16-17 лет).

Исследование осуществлялось в 2 этапа.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru