Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики

 

      В это время  учебные заведения такого профиля столкнулись  с немалыми проблемами. Среди них − несоответствие потребностям в рабочих профессиях на производстве и подготовкой их в школах ФЗУ; относительно  длительный срок обучения и др. В средствах массовой информации, на совещаниях, проходивших на предприятиях, развернулась дискуссия о роли школ ФЗУ в структуре подготовки рабочих. Представители Наркомата Труда (НКТ) СССР предлагали сократить общеобразовательную программу в ФЗУ, а подготовку квалифицированной рабочей силы рассматривать как сугубо хозяйственную задачу. Широкую кампанию в поддержку школ ФЗУ развернули комсомольцы. ЦК ВЛКСМ направил в Политбюро ЦК ВКП (б) докладную записку, в которой обосновывалась необходимость общекультурного развития учащихся, без чего невозможно было воспитать квалифицированного специалиста  [4].

       В 1930 году был подготовлен документ «О системе рабочего образования», отмечавший, что для успешного социалистического строительства  необходимо совершенствовать массовых форм рабочего образования [4]. Существовавшая структура подготовки рабочих кадров уже не отвечала новым задачам, поэтому необходима была коренная ее перестройка. Создавалась двухуровневая система, состоящая, прежде всего, из школ и курсов по подготовке на рабфаки, в техникумы, вузы. Второй уровень составили  школы, задачей которых была непосредственная подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих (ФЗУ, техникумы, вузы и курсы повышения квалификации, краткосрочные курсы, тематические кружки и т.п.)»  [4].

      Законодательное оформление новых принципов профтехобразования в стране произошло 16 мая 1931 года, с принятием Совета Народных Комиссаров (СНК СССР)  постановления «Об основных положениях по организации единой системы рабочего образования». Особое внимание было обращено на то, что социалистическая реконструкция промышленности требовала массового производственно-технического и общественно-политического вооружения рабочих [4]. А между тем подготовка рабочих кадров по-прежнему отставала от требований времени, и имела весьма серьезные недостатки. Для их устранения предполагалось провести очередную реорганизацию всех видов и форм образования для рабочих, занятых в производстве, на основе единой системы рабочего образования [5]. В основу обучения были положены принципы производственно-технического и общественно-политехнического образования, обязательное политическое воспитание молодежи.

      Введение всеобщего семилетнего образования, создание сети профессионально-технических учебных заведений повлекли за собой изменения в работе школ ФЗУ. В постановлении ЦИК СССР и СНК СССР от 15 сентября 1933 года «О школах фабрично-заводского ученичества» отмечалась необходимость закрепления выпускников на производстве, поскольку значительная часть молодых людей, заканчивая учебу в школах ФЗУ, сразу поступала на рабфаки, в техникумы и высшие учебные заведения. В силу этого пополнение рабочего класса страны молодыми грамотными рабочими происходило с большими трудностями (предприятия не получали подготовленных рабочих). Выпускникам школ ФЗУ запрещалось сразу после их окончания поступать в вузы. Устанавливался обязательный срок (не менее 3 лет), во время которого они должны были работать на производстве по своей специальности [6]. 

      В системе профессионально-технического образования школы ФЗУ стали первым и важнейшим элементом подготовки высококвалифицированных рабочих кадров из молодежной среды, источником пополнения рабочего класса страны. В феврале 1934 г. (в дополнение к постановлению) издается приказ Наркомата Торговли и Промышленности (НКТП) и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) «Об оплате труда учеников школ ФЗУ», в котором для привлечения молодежи были определены нормы оплаты для учеников школ ФЗУ тяжелой промышленности в зависимости от сроков получения разрядов  [7]. Подобные постановления были изданы всеми наркоматами СССР. Это позволяло привлечь на производство молодых людей, материально заинтересовав их в получении профессионального образования в этой системе.

      Со второй половины 30-х годов XX века профессионально-техническое образование претерпело  серьезные изменения. Оно стало развиваться по пути узкой специализации, с ярко выраженной профессиональной направленностью. Широко применялись различные формы обучения рабочим профессиям непосредственно на заводах и фабриках. При этом нарушалась связь между общим и специальным образованием. Если в предшествующие годы ФЗУ давали не только специальные, но и общие знания, то теперь этого не происходило. Такие изменения можно объяснить потребностями производства в быстрой и постоянной подготовке резерва рабочих для промышленности в усложнившейся внешнеполитической обстановки. Тем более что уже существовала реальная угроза войны, в случае ее начала значительная часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров среднего и высшего звена старшего поколения могли быть мобилизованы. В очередной раз была проведена реорганизация системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих кадров из числа молодежи. 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru