Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики |
Страница 3 из 3
Однако не только рабочие кадры требовались в промышленности, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства страны. Даже рабочие высокой квалификации не могли создать современное производство, реорганизовать работу транспорта и т.д. Для этого нужны были и техники, и инженеры, и конструкторы. Еще в 1918 году Постановлением СНК РСФСР вводилось доступное и бесплатное высшее образование для всех граждан. Советская власть первоначально привлекала к работе и старых буржуазных специалистов. В резолюции «О промышленности» XII съезда РКП (б) (апрель 1923 г.) отмечалось, что пополнение предприятий техниками и инженерами совершается крайне медленно. Поэтому «… необходимо создать нормальные условия работы на предприятиях, могущие морально и материально удовлетворить привлекаемых в предприятия специалистов» [8]. Но далеко не все они хотели добросовестно сотрудничать с новой властью. Была и еще одна проблема, с которой столкнулось производство, поскольку не все старые специалисты могли работать по-новому, с новым оборудованием, по передовым технологиям. Это было проще сделать молодым людям. В подготовке кадров для промышленного производства четко прослеживался классовый подход. Так, в резолюции XIII съезда РКП (б) (май 1924 г.) «О работе среди молодежи» отмечалось недостаточное число представителей рабочих в вузах. В стране была создана система рабочих факультетов, которые готовили молодых рабочих к поступлению в институты и университеты. Однако социальный состав студенчества не вполне устраивал руководство страны: мало было рабоче-крестьянской молодежи. «Продолжение орабочения высшей школы <…> − такова должна быть основная линия в этой области» [8]. Занимались партийные и государственные органы этим и в дальнейшем. Резолюция Пленума ЦК ВКП (б) (июль 1928 г.) вновь возвращает к этому вопросу. «Обеспечить дальнейшее повышение рабочего ядра во втузах и техникумах, с тем, чтобы для 1928 года рабочие составляли не менее 65 % общего приема во втузы». А для подготовки к поступлению в них рабочих и их детей следовало организовывать курсы при втузах [9]. В 1928 году секретарь ЦК ВКП (б) В.М. Молотов на пленуме ЦК партии отметил медленное пополнение производства специалистами. В резолюции пленума «Об улучшении подготовки новых специалистов» указано, что инженеров, а еще в большей степени техников, в промышленности крайне не достаточно. «Подготовка новых специалистов превращается в важнейшую задачу всей партии» [10]. Для успешного ее решения предлагалось: « <…> б. значительно расширить кадры преподавателей и профессоров целиком, без совместительства, занятых научной и преподавательской работой и систематически повышающих свою научную квалификацию, обеспечив печатание их научных трудов, заграничные командировки и т.п.; в. в кратчайший срок расширить кадры молодых научных работников (аспирантуры), коренным образом улучшив их подбор и руководство научной работой, а также их материальные условия; <…> д. привлечь к чтению лекций крупных иностранных специалистов и систематически издавать переводы основных иностранных пособий по технике; е. удешевить учебники, а также поставить систематическое снабжение библиотек новейшей технической литературой <…>; ж. обеспечить дело развития научно-технических журналов и издание научных трудов научно-исследовательских институтов <…>» [11]. Перечень средств, которые помогали готовить молодых специалистов, этим не исчерпывался. Важнейшей оставалась задача сделать высшие учебные заведения рабоче-крестьянскими по составу. Выполняя решения партийного пленума, ЦК ВЛКСМ выступил с инициативой открытия новых учебных заведений. В них с отрывом и без отрыва от производства вчерашние крестьяне и батраки, молодые горожане, не имевшие рабочих профессий, получили возможность стать специалистами со средним и высшим техническим образованием. Был выдвинут лозунг – «Каждый комсомолец должен сдать технический экзамен!» Экзамен принимали представители комсомольских и профсоюзных организаций предприятий. Он должен был показать степень готовности молодых людей работать с передовой техникой и по современным технологиям. А для этого нужно было овладеть всем комплексом знаний, умений и навыков. В предвоенный период в СССР была создана государственная система профессионально-технического образования. В условиях массовой неграмотности и малограмотности молодежи, для подготовки квалифицированных рабочих были открыты школы фабрично-заводского ученичества. Литература 1. КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 2 частях. М., 1953. Ч. I. С. 757-758. 2. Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы. В 2-х томах. Т. 2. Системный сборник нормативных документов (1888-1992). М., 1992. С. 192-223. 3. Осовский Е.Г. Развитие и упрочение системы школ ФЗУ в 1923-1933 гг. // Трудовое обучение и воспитание. Ученые записки. Т. 299. Л., 1967. С. 153. 4. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М.. 1981. С. 182. С.182-259. 5. Профтехобразование России… С. 281. В 1928 г. в резолюции пленума ЦК ВКП (б) «Об улучшении подготовки новых специалистов» устанавливался обязательный 3-годичный срок работы выпускников техникумов и вузов по их окончании на производстве. См. КПСС в резолюциях Ч. II. М., 1953. С. 404. 6. Труд подростков. М., 1936. С. 117. 7. Труд молодежи. М., 1932. С 11. 8. КПСС в резолюциях. Ч. II. М.. 1953. С. 703. 9. КПСС в резолюциях. С. 403. 10. КПСС в резолюциях. С. 398-400. 11. КПСС в резолюциях. Изд. 8. М., 1970. Т. 4. С. 264. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.