Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления

 

Еще одним фактором стресса является чрезмерная ответственность перед своим педагогом или родителями, стремление выступить как можно лучше. Эта чрезмерная ответственность нередко проявляется в том, что ученик боится забыть текст. С этой проблемой сталкиваются также известные музыканты-исполнители, располагающие не только большим опытом выступления, но и безупречным мастерством. Поэтому каждый преподаватель напоминает своему воспитаннику, что текст произведения должен быть выучен на 150%, чтобы был запас уверенности. А.А. Писарев пишет: «Психологическое состояние на сцене напрямую связано с качеством предварительной работы» [2, 41].

Даже при наличии хорошо выученного текста, сценическое волнение ученика может привести к тому, что он забудет текст во время исполнения. Следовательно, стабильность публичных выступлений с первых шагов юного музыканта является залогом дальнейшей успешной исполнительской деятельности. Эта стабильность, реализуемая на сцене в стенах музыкальной школы в период всего обучения, становится одной из причин желания связать свою жизнь с профессиональной исполнительской деятельностью.

Любое выступление музыканта является испытанием его волевых качеств и психологической выносливости. Сценическое волнение может сопровождаться такими симптомами, как тряска рук, дрожь коленей, неспособность сосредоточиться на исполнительских задачах, боязнь выхода на сцену и т.д. Каждый из этих симптомов необходимо проанализировать и найти подходящий способ решения этой проблемы. Он всегда выбирается исходя из индивидуального подхода к личности ребенка, а также из сложившейся ситуации, особенностей проявления волнения. Многие способы могут работать избирательно, некоторые станут универсальными для этого учащегося.

Остановимся на некоторых методах, позволяющих преодолеть сценическое волнение.

Самым общим методом является постоянная ориентация ученика на то, что его конечная цель – выступление перед публикой. М. Берлянчик в этой связи пишет: «Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу, чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть, в сущности, подготовительные шаги, ведущие к главному – исполнению музыки для слушателей» [1, 208].

Наиболее важным и необходимым методом является обыгрывание концертной программы. Публикой в таких ситуациях могут выступать любые, даже несведущие и менее взыскательные слушатели: одноклассники, знакомые, родители и другие.

Особенную роль в том, чтобы преодолевать сценическое волнение может играть помощь родителей. Они могут дать ребенку возможность исполнить свою концертную программу, организуя домашние концерты, приглашая знакомых, или используя любое торжество для того, чтобы юный музыкант играл перед публикой. Такая публика является самой благодарной и часто закрепляет у учащегося положительный исполнительский опыт, снимая часть напряжения в будущем.

Домашние концерты полезно организовывать с объявлением программы концерта и поклоном исполнителя, а также поощрять ребенка аплодисментами. Желательно, чтобы атмосфера выступления была наиболее приближена к реальным условиям. Играя перед знакомой и доброжелательно настроенной публикой, даже самый стеснительный ученик постепенно учится справляться с напряжением и чувствовать себя более комфортно, научаясь получать удовольствие от выступления и постепенно обретая желание выходить на сцену. Таким образом, у учащегося формируется установка на доброжелательного слушателя, которая поможет в дальнейшем снизить уровень стресса.

Поэтому, давая ученику возможность как можно чаще принимать участие в различных концертах: классные часы, родительские собрания, концерты в детских садах и общеобразовательных школах, праздничные концерты, отчетные концерты класса, отделения, школы, преподаватель помогает ребенку адаптироваться к игре на публике [3, 54].

При регулярных выступлениях ученика выход на сцену становится обыденным делом, формируется физиологическая устойчивость к стрессу, чтобы, говоря словами К.С. Станиславского, «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – прекрасным» [5].

Для проработки текста уже выученного произведения можно воспользоваться некоторыми методами, которые помогают обнаружить возможные недочеты и ошибки. Для этого нужно попросить ученика закрыть глаза или завязать на глазах повязку, и сыграть произведение в медленном темпе, четко проигрывая каждый звук, выполняя при этом все динамические оттенки [4, 301].

Важно, чтобы ученик в процессе игры следил за тем, чтобы произведение было выстроено по форме. При таком проигрывании желательно, чтобы исполнитель чувствовал себя свободно, раскрепощенно, в теле и руках не возникало напряжения.

Одним из показателей уверенного исполнения является спокойное дыхание.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru