Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления

 

Конечно, эмоционально насыщенные фрагменты произведения вызывают сопереживание исполнителя, нередко это может выражаться в следующем: во время начала музыкальной фразы исполнитель сам делает вдох, во время звучания пианиссимо может затаить дыхание, зачастую длинную музыкальную фразу старается играть на одном дыхании и т.д. Все это связано с построением музыкального произведения, которое делится на части, периоды, предложения, фразы, мотивы.

Очевидно, что построение музыкального произведения сходно со структурой речи. Для описания формы музыкального произведения используются похожие термины (предложения, фразы, мотивы и т.д.), которые также употребляются для описания элементов человеческой речи. Исполняя произведение, музыкант внутренне синхронизируется с ним, и таким образом, естественно, что его дыхание не остается ровным. Точно также, во время произнесения речи или исполнения песни, дыхание оратора или певца, даже если они спокойны и уверенны, не остается ровным. Оно зависит от содержания и продолжительности фраз, предложений и т.д. Продолжительность вдохов и выдохов музыканта также меняется в соответствии с настроением исполняемой музыки. Но дыхание в гармонии с формой музыкального произведения не имеет ничего общего с судорожным и сбивающимся от страха перед исполнением на сцене. Поэтому так важно во время медленного проигрывания учеником обращать внимание на его дыхание, которое является одним из показателей уверенной игры.

В том случае, когда юный музыкант уже уверенно исполняет программу, можно провести упражнение для того, чтобы погрузить его в физиологическое состояние, соответствующее моменту стресса перед выходом на сцену. Для этого можно попросить ученика сделать 25-50 прыжков или приседаний. После подобных физических нагрузок происходит учащение сердцебиения и изменение ритма дыхания, подобно тому, как это происходит во время стресса. В этом состоянии попросить учащегося исполнить свою программу [4, 301].

Когда ученик не имеет проблем с текстом при медленном исполнении произведения и владеет своими эмоциями, можно переходить к обыгрыванию произведения в зале для того, чтобы юный музыкант привык к его обстановке. Выше мы уже рассматривали способы психологической подготовки к игре на публике и в непривычной обстановке.

Важно также обратить внимание на предстоящую эмоциональную нагрузку. Необходимо, чтобы учащийся во время репетиций играл программу с полной эмоциональной и физической отдачей.

Важную роль играет распорядок дня перед выступлением.

Ночью накануне необходимо хорошо выспаться. Исполнитель сможет качественно отдохнуть, быть бодрым и физически готовым для психологической и эмоциональной нагрузки во время выступления. Во время сна снимаются мышечные зажимы, организм избавляется от лишнего напряжения.

Перед сном желательно взять ноты тех произведений, которые будут исполняться и мысленно, от первой до последней ноты просмотрев их глазами, воспроизвести внутренне текст произведения, обращая внимание на все пометки в нотах, на динамику, методические указания, обозначения темпа, характера пьесы. Важно все произведения мысленно проиграть, глядя в ноты, в том порядке, в котором они будут исполнены на сцене. Затем закрыть ноты и постараться уснуть. Этим самым ученик задает программу своему подсознанию, которая во сне закрепляется, и мелочи, которые он мог упустить или в последнее время не обращал на них внимание, лучше зафиксируются и отложатся в памяти.

С самых ранних лет помогая ученику совершенствовать навыки работы со стрессом в процессе обучения, педагог поддерживает его в развитии волевых качеств, музыкально-исполнительских способностей, а также личности в целом.

Литература

  1.  Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 256с.
  2.  Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006. 156с.
  3.  Левин К.В. Стремление студента к активной концертно-исполнительской деятельности в процессе музыкально-педагогического образования //Мир науки, культуры, образования. 2013. №1(38). 53-55c.
  4.  Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов/ В.И.Петрушин. 2-е изд., М.: Академический проект; Трикста, 2008. 400с
  5.  Автор афоризмов, цитат, высказываний – Станиславский Константин Сергеевич [Электронный ресурс] // Форма мысли, 2014.Режим доступа: http://мыслеформа.рф/avtor-aforizmov-tsitat-vyiskazyivaniy-stanislavskiy-konstantin-sergeevich.html. (Дата обращения: 11.10.2014).




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru