Многосторонние и двусторонние международные соглашения в области усыновления

Конвенция не содержит коллизионных норм. В ней закреплены несколько принципиальных положений, соблюдение которых является обязательным при установлении усыновления: ребенок может быть усыновлен; нет возможности устройства ребенка в семью в государстве его происхождения; заинтересованные лица информированы о последствиях усыновления; согласие на усыновление дано добровольно и без получения за это какого-либо денежного вознаграждения; учтено желание и мнение ребенка, согласие ребенка, если оно требуется, было получено добровольно, когда это требуется, согласие матери было получено только после рождения ребенка и др.) – ст.4 Конвенции. Компетентные органы принимающего государства определяют, что предполагаемые приемные родители имеют право на усыновление и подходят для этого, что они в необходимой мере проконсультированы и, что ребенку разрешается или будет разрешено въезжать в это государство и постоянно проживать в нем (ст.5).

Конвенция подробно определяет обязанности центральных органов стран-участниц и уполномоченных ими организаций, а также саму процедуру усыновления (глава IV). Усыновление, произведенное компетентным органом государства в соответствии с Конвенцией, имеет законную силу в других Договаривающихся государствах (ст.23). "В признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве только тогда, когда усыновление явно противоречит его государственной политике, принимая во внимание наилучшие интересы ребенка" (ст.24). Конвенцией также определяются последствия признания усыновления. В соответствии со ст.26 признание усыновления включает признание:

a) правовых взаимоотношений между ребенком и его приемными родителями;

b) ответственности приемных родителей за ребенка;

c) прекращения ранее существовавших правоотношений между ребенком и его матерью и отцом, если усыновление имеет такие последствия в Договаривающемся государстве, в котором оно имело место.

Следует заметить, что в Конвенции участвуют как государства, граждане которых чаще усыновляются, так и государства, в которые усыновленные дети, как правило, переезжают вместе с усыновителями. Министерство образования и науки России еще в 2009 году указывало на необходимость ратифицировать Гаагскую Конвенцию о международном усыновлении: "Конвенцию надо подписывать, она ничем не грозит нашим детям, а, наоборот, защищает их права и вынуждает наших партнеров более скрупулезно относиться к своим обязанностям", - отмечал Фурсенко, выступая на заседании Координационного совета уполномоченного по правам человека в РФ. По его словам, в этом международном документе достаточно четко оговорены важнейшие для России позиции, например, позиция о том, что первично национальное усыновление. Кроме того, Конвенция дает возможность узаконить все те международные усыновления, которые есть в России.[3] Однако до сих пор Конвенция так и не ратифицирована Россией. Хотя участие России в Конвенции активно поддерживается и в доктрине. В литературе в то же время была высказана и иная точка зрения, согласно которой "ратификация Конвенции может заметно ослабить контроль за системой вывоза детей - граждан России из Российской Федерации, и поэтому она не соответствует интересам детей-сирот."[4] Эта позиция неоднократно критически оценивалась российскими учеными. Многими научными учреждениями РФ были даны компетентные заключения о желательности и целесообразности ратификации Россией рассматриваемой Конвенции.[5] Ведущий специалист в области международного семейного права Н.И. Марышева замечает, что "что Конвенция не занимается вопросами права, подлежащими применению при усыновлении российских детей. Эти вопросы будут решаться, как и сейчас, российскими судами, выносящими решения об усыновлении и оценивающими все обстоятельства конкретного дела с позиций и иностранного, и российского права. Таким образом, действие правил российского законодательства, защищающих интересы детей, как нам кажется, не будет умалено"[6].

Присоединяясь к мнению ведущих ученых России относительно желательности ратификации Гаагской Конвенции об усыновлении, считаем, что такой шаг со стороны Российской Федерации является не только желательным, но и целесообразным. Такая позиция обосновывается следующим. Во-первых, Гаагская Конвенция 1993 г. полностью базируется на общих и специальных принципах (касающихся усыновления), закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка, участницей которой является Россия. Во-вторых, Гаагская Конвенция устанавливает субсидиарный характер иностранного усыновления (т.е. усыновление российского ребенка иностранными гражданами становится возможным только в том случае, если не удалось устроить ребенка в российские семьи). В-третьих, Гаагская Конвенции закрепляет ряд обязательных требований, которые должны быть соблюдены при установлении усыновления (получения согласия ребенка на усыновление, в любом случае учет его мнения при установления усыновления, согласие матери, когда это является необходимым и ряд других). В- четвертых, усыновление, произведенное в одном договаривающемся государстве, не требует осуществления дополнительных процедур для его признания на территории другого государства. В –пятых, на центральные органы, назначенные в иностранных государствах, возлагаются в том числе и обязательные функции контроля за тем, как протекает усыновление после переезда усыновленного российского ребенка в страну гражданства усыновителя.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Многосторонние и двусторонние международные соглашения в области усыновления
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru