Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности

Айтуганова Сауле Гараповна / Ajtuganova Saule Garapovna – кандидат педагогических наук, и.о. доцента,

кафедра химии и химической технологии, факультет машиностроения,

Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана, г. Уральск (Республика Казахстан)

 

Аннотация: активизация учебной деятельности обучаемых – одна из основных дидактических задач, способствующих формированию познавательных навыков. Все мероприятия преподавателя по непосредственному руководству и управлению познавательным процессом направлены на то, чтобы каждый обучаемый самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.

Abstract: activation of educational activity of students – one of the main tasks of teaching, contributing to the formation of cognitive skills. All the activities of the teacher to directly rukovodstvu and management of cognitive processes napravleny to ensure that each learner individually and consciously sought to perception, comprehension and mastery of educational material to the level of skill to use it in their future careers.

 

Ключевые слова: обучаемый, активизация, управление, познавательные навыки, самостоятельность выполнения, самосовершенствование.

Keywords: training, activation, management, cognitive skills, self-fulfillment, self-improvement.

 

Конечной целью учебной деятельности в высшей школе является становление самостоятельно мыслящего, социально активного специалиста высокой квалификации, способного к самосовершенствованию и самообразованию. Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является профессиональная направленность предмета, которая осуществляется через систему аудиторных занятий и самостоятельную работу обучаемых, наиболее эффективные способы активизации мыслительно-познавательной деятельности, формирование у обучаемых эмоционального, ценностного отношения к знаниям, от которого и зависит, в конечном счете, качество знаний. Ведущей остается функция обратной информации в процессе обучения [1].

Проводимый нами анализ уровня школьной подготовки первокурсников по химии, наблюдения, и анкетирование показывают, что качество обучения химии в общеобразовательной школе в последние годы существенно снизилось и продолжает ухудшаться. Это подтверждается и анализом результатов ЕНТ. По нашему мнению - это результат того, что в средней школе произошел больший крен в сторону изучения теоретических основ в ущерб формированию экспериментальных умений и навыков. «Меловая» химия обусловливает преобладание репродуктивного обучения, а отсутствие экспериментальной подготовки приводит к ухудшению усвоения многих разделов школьного курса химии. Студенты-первокурсники обычно стремятся заучить материал учебника или лекции, но затрудняются осмысленно изложить его. Очень часто деятельность обучаемых сводится к просматриванию текстов, поверхностному восприятию, ознакомлению с теорией и методами деятельности, дословному переписыванию текстов в рабочие тетради (последнее и отождествляется у сту­дентов с понятием «самостоятельная работа по изучению учебного материала»), но не переходит в активное самостоятельное изучение, в работу по удержанию и овладению запланированными знаниями и умениями, хотя студентам кажется, что они все понимают и хорошо усваивают.

Поэтому химия для многих из них является нагромождением трудно запоминаемых формул и уравнений реакций, за которыми они часто не видят конкретных веществ и их взаимодействий. Подавляющее большинство студентов считают, что химические знания не будут использоваться ими в будущей специальности и в реальной жизни. Этому способствует и сокращение часов, отводимых на изучение дисциплин, как базового, так и профильного циклов. Все это требует рационального использования времени и увеличения временной емкости учебных и самостоятельных занятий.

Анкетирование показало, что у 20,3% опрошенных первокурсников недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, 19,8% - не умеют планировать предстоящую работу и осуществлять ее контроль, 16,7% - не владеют приемами логического мышления (сравнением, классификацией, обобщением, приемами доказательства, выведением следствий), 12,18% – затрудняются при конспектировании учебного материала не лекциях и во время самостоятельной работы, 23,15% - испытывают затруднения на лабораторно-практических и семинарских занятиях, 10,8% - слабо владеют умениями и навыками работы с учебной и научной литературой. Поэтому основная задача преподавателя – пробудить интерес и потребность к самому интеллектуальному усилию. Так по данным зарубежных исследователей успешность в обучении зависит на 75% от самого студента. Примерно 50% приходится на индивидуальные особенности личности студента, определяющие успех в познавательной деятельности – это развитая память, интеллект, внимательность, умение подать себя. 25% успеха обусловлено аффективными факторами – мотивами обучения, эмоциями, отношениями в группе и так далее. И только 25% успешности в овладении знаниями, умениями и навыками зависит от качества обучения [2].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru