Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности

Главное средство преподавателя, с помощью которого он может осуществлять управление и руководство самостоятельной работой студентов – на наш взгляд - это комплект пособий, которые направляют все учебные действия каждого студента на достижение главных целей обучения. На кафедре проводится большая работа по подготовке пособий для самостоятельной работы обучаемых на бумажных и электронных носителях. В этих пособиях изложены планы работы, цели изучения, информа­ция, объяснения, комментарии, описания и алгоритмы общих подходов, предписания к деятельности на примерах типовых решений, задания для самостоятельной работы на базе сформулированных общих подходов и образцы правильных и рациональных решений, ответы и ориентировки для самоконтроля и т. д. Иными словами, в этих пособиях по каждой теме данной дисциплины даются все элементы для вовлечения каждого студента в активную, самостоятельную, целенаправленную работу с заранее запланированным и постепенно открывающимся обучаемому результатом. Психологической опорой в конструировании этих пособий является организация учебной деятельности сначала по сличению с образцами, уяснению и овладению студентами методами репродуцирования решений по типовым образцам, затем организация деятельности по компиляции типовых решений, поиску новых комбинаций для достижения заранее не известного результата, наконец, по приобретению опыта творческой деятельности при решении новых и нестандартных задач на базе совершенного владения знаниями и методами деятельности, составляющими содержание данного раздела, части, курса.

Однако, как уже отмечалось, само по себе наличие высоко­качественного методического обеспечения еще не достаточно для того, чтобы обучаемые успешно овладевали учебным материалом, так как самодисциплина, опыт познавательной деятельности, уровень внимания, чувство ответственности, обще­образовательный кругозор у многих из них развиты в недостаточной степени. Из-за этого очень часто наблюдается невыполнение (игнорирование или непонимание) обучаемыми предписаний, инструкций, рекомендаций пособий-руководств.

Вот тут и нужен опыт и квалификация преподавателя, который должен уметь увидеть нежелательные отклонения в работе студентов над текстами учебных пособий, вовремя вмешаться в процесс самостоятельной познавательной деятельности тех студентов, которые недопонимают смысл инструкций и предписаний и работают нерационально или вообще не работают. Преподаватель должен иметь дополнительный набор средств наглядности, средств вовлечения студентов в познавательную деятельность. При этом основным методом преподавателя может быть только метод вовлечения данного студента в совместную работу на базе показа преподавателем рациональных и эффективных приемов работы по предписаниям и инструкциям пособий-руководств, вовлечения в виды деятельности, не предусмотренные пособиями, но более понятные и приемлемые для данного студента, организация работы студентов над индивидуальными заданиями в развитие (дополнение или изменение трактовки) тех или иных частей пособий-руководств. Важным средством, помогающим преподавателю управлять работой студентов на занятиях, могут служить дополнительные плакаты-инструкции с правилами и примерами рациональной работы студентов с текстами пособий. Эти плакаты своим постоянным воздействием на сознание студентов способствуют созданию стойкого стереотипа рациональной познавательной деятельности, который наряду со специальными знаниями и умениями должен включаться в цель обучения в правильно организованном учебном процессе.

Как справедливо отмечал немецкий педагог А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…»[3]. Одним из важнейших условий достижения этого является реализация через содержание самих заданий преемственных и перспективных связей курса химии и междисциплинарных связей с курсами общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Все мероприятия преподавателя по непосредственному руководству и управлению познавательным процессом направлены на то, чтобы каждый обучаемый самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.

Задача преподавателя и заключается в том, чтобы разрушить устоявшийся стереотип мышления и научить пользоваться основными методами исследования химических явлений, структуры веществ с учетом профиля вуза, а также возрастающим уровнем развития техники и производства.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru