Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского и локальные культуры О.Шпенглера: сходство и различие

Исатаева Гульнара Жаксылыковна/ Issataeva Gulnara Zhaksylykovna - кандидат философских наук, доцент, кафедра «Истории и религиоведения», Университет иностранных языков и деловой карьеры, г.Алматы, Республика Казахстан

 

Аннотация. В данной статье главной целью является сравнительный анализ ведущих идей философии истории Н.Я.Данилевского и философии истории О.Шпенглера, выявление сходства и различия в учениях двух философов.

Abstract:The Comparative analysis of philosophy history N.J.Danilevsky's and O.Shpengler's shows that their similarity only external, for which deep distinction contains. Evan in similar contain the basic distinctions caused by world outlook and methodological installations of these authors.

Ключевые слова: культурно-исторический тип, локальная  культура, цивилизация, самобытность, европоцентризм, историзм, линейность

Keywords: cultural-historical type, local culture, civilization, identity, Eurocentrism, historicism, linearity

     Философия истории, разработанная русским ученым Н.Я.Данилевским (1822-1885), и философия истории, разработанная германским философом О.Шпенглером (1880-1936), представляют собой оригинальные теории, не оставшиеся не замеченными своими современниками и последующими поколениями представителей  различных направлений философии истории, философии культуры, социальной философии, культурологии. Их продолжают изучать, с ними продолжают спорить, соглашаться, одни их идеи отвергаются, а другие включают в собственные теоретические построения, т.д. И процесс этот далеко не завершен.

          Философско-исторические идеи как Н.Я.Данилевского, так  и О.Шпенглера после их опубликования сразу обратили на себя внимание широкой (не только философской) общественности и стали предметом обсуждения. У них появились как ревностные сторонники, так яростные противники. Ставилась под сомнение оригинальность идей учения как Данилевского, так и Шпенглера.

         Наиболее основательной нам представляется критика         теории Н.Я. Данилевского известным русским философом В.С.Соловьевым. Соловьев посвятил творчеству Н.Я. Данилевского три специальные статьи – “Россия и Европа” (1888 г.), “Немецкий подлинник и русский список” (1890 г.) и “Данилевский”. Соловьев В.С. пытался доказать, что концепция Данилевского вовсе не оригинальная, что «мнимая теория Данилевского» находится целиком в книге Г.Рюккерта, немецкого историка, автора двухтомного сочинения «Учебник Всемирной истории в органическом представлении», вышедшего в 1857 году. Соловьев В.С. пытался доказать, что не только основные идеи, но  и само центральное понятие в учении Данилевского  «культурно-исторический тип» были заимствованы им из теории Г.Рюккерта[1, С.257-408]. 

    



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского и локальные культуры О.Шпенглера: сходство и различие
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru