Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского и локальные культуры О.Шпенглера: сходство и различие |
Страница 4 из 4
О.Шпенглер различает идею культуры как совокупность ее внутренних возможностей и форму ее проявления. Идея неразрывно связана с душой. Он пишет: « Культура рождается в тот миг, когда прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто неограниченное и проходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно»[4, С.264]. В то же время подлинная культура возникает не сразу. Ей предшествует формирование сначала некой примитивной культуры, из которой впоследствии складываются формы крестьянской жизни. Но это еще не культура. Шпенглер утверждает, что ни у примитивной культуры, ни у деревенского образа жизни нет души и нет истории. Данилевский также считает, что этнографическое существования не имеет истории. И если необходимым условием возникновения культурно-исторического типа, а вместе с ним – истории Данилевский считает возникновение государства, то необходимым появлением высшей культуры по Шпенглеру (так он называет каждую из выделенных им восьми культур), а вместе с ней – истории, является возникновение городов. «Все великие культуры – культуры городские, … всемирная история – история городского человека»[6, С.92]. Н.Я.Данилевский не устанавливает жесткий срок существования культурно-исторического типа, Шпенглер же отводит им около тысячу лет. Динлевский специально не выделяет последнюю стадию культурно-исторического типа; Шпенглер выделяет последнюю стадию культуры, определяя ее как цивилизацию. Данилевский же именует этим термином расцвет культурно-исторического типа. После завершения своего существования культурно-исторический тип, согласно Данилевскому, превращается в этнографический материал, который может использоваться другими культурно-историческими типами, в том числе и формирующимися. После прохождения фазы цивилизации культурна, согласно Шпенглеру, умирает, а ее душа вновь возвращается в прадушевную стихию. Обращает на себя внимания, что в философии истории Данилевского отсутствует идея жесткого предопределения, в то время как в философии истории Шпенглера она даже им подчеркивается. Культуры, согласно Шпенглеру, не существуют только один и тот же временный срок, но и проходят одни и те же стадии развития через один и тот же промежуток времени. Отсюда он делает вывод не только о возможности сравнивать между собой одни и те же стадии разных культур, но ввел специфическое понятие одновременности[4, С.271]. Сопоставляя основополагающие идеи философий истории Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера, можно сделать вывод, что в них значительно больше различного, чем сходного. При беглом, поверхностном взгляде на них бросается в глаза именно сходство. Но при более глубоком их анализе выявляются те различия, которые делают каждую из них оригинальной. Даже те моменты, в которых философия истории Данилевского и философия истории Шпенглера обнаруживают идентичность, в то же время содержат в себе существенные различия. Общим, тождественным в них являются: 1) биологический редукционизм, 2) отрицание линейной модели всемирно-исторического процесса и 3) истолкование культурных образований (культурно-исторических типов, по Данилевскому, культур, по Шпенглеру) как уникальных локальных замкнутых организмов. Но и в этом содержатся различия, обусловленные мировоззренческими и методологическими установками этих философов. Основными различиями являются следующие: 1) рационализм Данилевского – иррационализм Шпенглера; 2) умеренный релятивизм Данилевского – абсолютный релятивизм Шпенглера; 3) умеренный фатализм Данилевского – абсолютный фатализм Шпенглера; 4) явная религиозная окрашенность теории Данилевского – отсутствие религиозной окрашенности теории Шпенглера; 5) недиалектический характер методологии Данилевского – антидиалектический характер методологии Шпенглера. Нужно также отметить, что проблема соотношения культуры и цивилизации была впервые поставлена именно Шпенглером. Даже этот не полный сравнительный анализ, показал, что каждый из названных мыслителей представляет вполне оригинальную концепцию, имеющих как своих последователей, так и критиков. 1.Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Выпуск первый // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т.1. Философская публицистика. – М.: Правда, 1989. - С.257-408. 2. Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н.Я.Данилевского // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб., 1995, Изд.6, C.XXXIX. 3. Леонтьев К.Н. Владимир Соловьев против Данилевского // Леонтьев К.Н. Избранное. М.: «Рарочъ»; «Московский рабочий», 1993. 4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. – М., 1993. – 667с. 5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб., 1995. - Изд.6-е. – 513с. 6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. – М., 1988. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.