Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики

Анализ исследований по проблемам семьи и родительства позволяет выявить устойчивую взаимосвязь между особенностями отношений родителей в семье и формированием личности ребенка, его качеств – отзывчивости, сострадания, сочувствия, позиции (В. Серз, М. Серз, Г.Г. Филиппова, Н.А. Чичерина, и др.). Разрабатывая концепцию антикризисной направленности современного воспитания, Е.В. Бондаревская пишет: «В контексте воспитательного пространства возрастает роль среды семейного воспитания, родительского дома, где воспитание осуществляется самой жизнью – благополучной и неблагополучной, несущей на себе черты народной и православной культуры, традиционной ментальности или черты бездуховности, неукорененности, национального нигилизма». [2, с.29]. Автор отмечает, что в современной системе педагогического образования в подготовке студентов фактически отсутствует содержание, отражающее культурные ценности семьи в воспитании детей, духовно-нравственные проблемы семьи и ее возможности в развитии и воспитании ребенка с пренатального и раннего детства.

Обозначенные проблемы актуализировали направление исследования – изучить представления студентов о родительстве, их отношение к выполнению родительских функций, приоритеты выборы – ответственное родительство или профессиональная карьера.

«Ответственное родительство» как научный феномен и фактор воспитания ребенка.

В теоретических исследованиях высказаны суждения о том, что формирование современной российской школы родительства – одна из важных задач педагогического образования, которая основана на ценностях материнства и отцовства в заботе о воспитании подрастающего поколения. Признание современной наукой (социологией, психологией, педагогикой, медициной и др.) ценности семьи для развития личности ребенка с момента его зачатия и становления школы родительства для образования общества и будущих отцов и матерей, актуализирует проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к решению задачи просвещения родителей и ответственному родительству. Проблема воспитания родительства в последнее время весьма актуальна и находит отражение в работах таких ученых как: А. Бертин, Н.А. Гительсон, Ф. Дальто, И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, В. Серз, М. Серз, Г.Г. Филиппова, Н.А. Чичерина, и т.д. Родительство рассматривается как социальный феномен, поскольку каждый человек на протяжении всей жизни повторяет семейно-родительские циклы, модели поведения, благодаря которым формируется семейная межпоколенная преемственность, поддерживается и развивается материнско-отцовская школа. Она позволяет осознать и овладеть родительскими функциями, заложить основы этических норм поведения будущего родителя.

Проблемой родительства занимались такие ученые как (Н.А. Гительсон, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, Р.В. Овчарова и др.). Несмотря на это, понятие «родительство» в научной литературе практически не определено. И.С. Кон рассматривает родительство с точки зрения зависимости от этнических особенностей [5]. Г.Г. Филиппова представляет его как родительскую потребностно-мотивационную сферу. Родительство является суммой двух слагаемых – материнства и отцовства, и представляет собой сложное социально-психологическое явление, включающее совокупность ценностных ориентаций, совокупность взглядов, позиций, чувства ответственности [9]. По мнению В.Н. Дружинина, родительская ответственность имеет дуальную природу: это ответственность перед социумом и перед своей совестью. Ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, за его здоровье, за его душевное и духовное развитие. Ответственность определяет поведение родителя [4].

В исследованиях В.Д. Москаленко отмечалось, что ответственный родитель способен формировать высокий уровень самоуважения в ребенке, любовь и принятие себя. Ответственные родители учат своих детей собственным примером тому, что каждый человек достоин уважения. Ответственный родитель может иногда говорить ребенку «нет» и уважительно относиться к его «нет» [6].

Анализ исследований позволил определить понятие «ответственность родительства» как проявление терпения и уважительного отношения к ребенку, обеспечивающее развитие у него адекватной самооценки, самоуважения, чувство достоинства, уверенность и самостоятельность. Процесс его воспитания является длительным процессом и может быть эффективно встроенным в содержание педагогического образования, наполняя его ценностями и смыслами родительства. Именно родители выполняют свою личную миссию, смысл которой состоит в сохранении жизни и здоровья ребенка, в предоставлении ему права на рождение, образование, развитие, воспитание, а также создание условий жизни соответствующих возрасту ребенка и именуемых – детством.

В исследованиях феномен «ответственное родительство» понимается как осознанное влияние родителей на процесс сохранения жизни и здоровья ребенка – это и есть личностная, нравственная и гражданская ответственность родителей, где ребенок является абсолютной ценностью воспитания, а гуманность по отношению к ребенку – вершина родительской нравственности (любовь, милосердие, доброта, сопереживание, альтруизм, готовность оказывать помощь близким и дальним, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенность человеческой жизни, умение проявлять терпимость и доброжелательность). Воспитание и самовоспитание этих качеств у будущих родителей – это есть личная цель и личная ответственность за собственное здоровье (физическое, социальное, психическое, нравственное), от которого зависит жизнь, здоровье отдельного ребенка и в целом подрастающего поколения. В результате анализа теоретических исследований было определено понятие «ответственное родительство» как социальный феномен, характеризующий качества родителей, проявляющиеся в отношениях и взаимодействиях родителей и ребенка (забота, уважение, поддержка, сочувствие, сопереживание).

Родительская ответственность за здоровье и воспитание ребенка формируется на протяжении всей жизни. К сожалению, по статистическим данным, процессы рождения ребенка родителями не планируются (75%), уровень их родительской культуры весьма низкий, а выпускники высшей школы не готовы к работе с семьей, ожидающей ребенка, и не готовы сами к ответственному родительству. Ученые подчеркивают рост потребностей родителей познавать своего ребенка и обеспечить соответствующие его индивидуальным особенностям развития условия воспитания и обучения как залог успешного образования в дальнейшем. Задача профессионального педагогического образования состоит в подготовке педагогов к работе с родителями, формирование у них родительской ответственности за организацию условий выживания и жизни ребенка в пренатальный период и в последующие годы его развития, обучения, воспитания, социализации и поддержки его индивидуальной самоценности.

В научной литературе сравнительно недавно появилось понятие «воспитательный потенциал» семьи, который включает в себя много характеристик – тип, структуру, характер отношений, психологический климат, традиции, семейно-обрядовую культуру и многое другое. В связи с этим, одно из важных тенденций в исследовании современной школы родительства – это обогащение «воспитательного потенциала» семьи, решение задач родительского всеобуча, приобщение к этике родительской культуры. Результат воспитания ребенка в семье тесно связан именно с «ответственным родительством». Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным», поскольку сами родители не имеют достаточных знаний о закономерностях воспитания и развития своих детей. Занятость родителей и их ориентация «заработать, чтобы содержать семью», создают ситуации социальной изолированности ребенка от родителей, а родителей от детей. Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс», ФГОС дошкольного образования указывают на обязанность родителей нести ответственность за обучение, воспитание, развитие ребенка. Конвенция о правах ребенка, в которой раскрываются интересы самого ребенка, стала предметом соглашения государств-участников конвенции, где утверждается право ребенка на жизнь и развитие, на защиту и заботу во имя их благополучия. Этим и вызвана необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов, способных педагогически образовывать родителей, формируя у них ответственное родительство, обуславливающее непрерывный процесс личного становления ребенка.

Студенчество – период подготовки к профессиональной деятельности и ответственному родительству. В ходе исследования методом анкетирования (анкета состояла из 12 пунктов), мы изучили представления студентов о феномене «ответственное родительство», их потребности нести ответственность за свой выбор – создание семьи, сохранение своего здоровья ради здоровья ребенка, профессиональная карьера; выполнять функцию – обеспечение качества жизни ребенка: сохранение его здоровья, воспитание у ребенка чувств сочувствия, сострадания, сопереживания, освоение компетенций о заботе и воспитании ребенка, мотивы студентов к выбору профессиональной карьеры или создания семьи. Для достоверности мы предлагали студентам начинать свой ответ с фразы – введения «Я уверен, что ». Для оценки мы использовали 7-балльную шкалу с дескриптором на «1» («Я выбираю профессиональную карьеру») и «7» («Я выбираю создание семьи»), где общий балл составляет 84 и для выбора «создание семьи» 35. (См. Классен, 2007, Циммерман, 1992).

Мы использовали модифицировано MSLQ (Cм. Pintrich, Cmit, Garcia, McKeachie, 1993) – для измерения мотивационных ориентаций и стратегий выбора студентов (создание семьи или профессиональная карьера).

Анкета была направлена на изучение вопросов:

1. Имеют ли современные студенты в возрасте 18 - 22 лет (девушки и юноши) мотивы создавать семью, нести ответственность за свое здоровье как условие сохранения здоровья ребенка, воспитания у него чувств сопереживания, сострадания, сочувствия или они ориентированы на создание профессиональной карьеры?

2. Каковы различия между мотивами студентов создавать семью, нести родительскую ответственность за здоровье ребенка и строить свою профессиональную карьеру?

Для участия в эксперименте были включены 245 студентов Южного федерального университета. Женщин – 198, мужчин – 47. Данные были собраны в течение 4 лет. По национальному составу: большинство студентов (75%) русской национальности, 25% представителей национальностей республик Северного Кавказа (армяне, балкарцы, кабардинцы, осетины, адыги, греки). Обоснование выбора студентов как объектов исследования: студенты вуза являются той частью молодежи, которая не только осваивает профессиональные компетенции, но и потенциально готовится к созданию семьи, к осуществлению функции «ответственному родительству» и воспитанию детей в современных социокультурных реалиях.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru