Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики

 

 Результаты исследования

 Анализ представлений студентов о феномене «ответственное родительство», подтвердил факт того, что первичные представления о родительстве у них формируются на основе восприятия образа поведения своих родителей, а в дальнейшем происходит трансформация образа в сознании студентов в процессе педагогической теоретической и практической подготовки. Изучение проблем семьи, их отношений к ребенку на различных этапах его развития, непосредственное взаимодействие студентов с родителями на практике по вопросам социализации ребенка, его адаптации к новым условиям жизни позволило студентам прийти к выводу о том, что «ответственное родительство» можно рассматривать как личную отдаленную перспективу саморазвития в вопросах воспитания ребенка и заботы о его здоровье.

Изучая потребности студентов нести ответственность за свой выбор в создании семьи и подготовке к профессиональной деятельности, установили:

– студенты понимают значимость семьи и необходимость приобретать компетенции о том, как быть ответственным родителем, но в период студенчества приоритетной целью выступает освоение профессии (75%);

– небольшой процент студентов отметили, что можно готовиться к ответственному родителю, даже создать семью, если есть поддержка родителей, т.к. материальное положение студентов не позволяет создавать семью и рожать ребенка (25%);

–студенты понимали, что сохранять свое здоровье необходимо каждому человеку, но в молодые годы, по словам студентов, необходимо попробовать все, а когда встанет вопрос о создании семьи, тогда будем заботиться о своем здоровье как условии сохранения здоровья ребенка (65%);

– данные показали, что мотив выбора профессиональной карьеры по сравнению с мотивом выбора семьи превалирует у мужчин (80%), а у женщин в равной степени мотивы совпадают – (55%).

Различия между мотивами студентов (создавать семью, нести родительскую ответственность за здоровье ребенка, строить свою профессиональную карьеру) состоят в том, что профессиональные мотивы превалируют над личностными, профессиональные мотивы приоритетными выступают больше у мужчин, чем у женщин, мотивы направлены на достижение перспективных целей (отдаленных и близких, профессиональных и личностных), содержание мотивов студентов разнообразны в понимании смыслов и значений выбора – семья или карьера (материальная поддержка, нравственные ценности, отношение к семье).

Индексы надежности колебались от 0,80 («родительство» как тормоз для профессиональной карьеры) до 0,90 («родительство» как необходимость заботы о других). Корреляция между основными переменными представлена двумерными отношения и основными переменными – p <0,001. Средства, стандартные отклонения и безотказной для переменных в исследовании 1 (N = 261). Результаты исследования показали, что студенты с высшим мотивом выбора профессиональной карьеры понимали значимость своего выбора для дальнейшей цели создания семьи и ответственности перед ней (r = -0,22), и что студенты с сильной мотивацией на профессиональную карьеру реже отвергают необходимость осваивать компетенции в вопросах «родительская ответственность» (r = -0,18 и p = -0,19 соответственно). Более сильные мотивы выбора профессиональной карьеры были отмечены у студентов с высокими мотивами познавать новые компетенции – что такое «ответственное родительство», как заботиться о своем здоровье, чтобы родить здорового ребенка и правильно его воспитывать. Студенты, которые сообщили более высокие уровни мотивации в выборе профессиональной карьеры, проявили более низкие уровни отказа от выбора специальных курсов изучения проблем семьи и ответственного родительства (r = -0,40).

Сравнивая все категории студентов, включенных в эксперимент, установили, что чем старше юноши, тем они в большей степени проявляют тревогу о создании семьи. С возрастом юноши более осознано и ответственно относятся к вопросам родительства, отцовства. У девушек чувства тревоги и радости существую одновременно при проектировании своего будущего в создании семьи. На наш взгляд, неосознанное чувство тревоги всегда возникает от отсутствия компетенций в каких либо вопросах – в частности, об ответственном родительстве.

Сравнительные данные отношения студентов к будущему родительству.

Ответы студентов позволяют констатировать факт того, что им интересно ожидание и становление нового образа – родителя, при этом они испытывают противоречивые чувства от неизведанности и незнания образа жизни в изменяющихся условиях. Следует отметить, что среди студентов не формируется образ матери и отца в равной степени, несущих ответственность за жизнь и здоровье ребенка. На наш взгляд, преодолеть такое противоречие возможно, если в системе высшего педагогического образования студентам будут предложены модули, позволяющие формировать не только профессиональные, но и личностные компетенции в вопросах ответственного родительства.

Пути решения проблем.

В ходе опроса студентов – молодых родителей установлено, что ответственное родительство, как социальное качество родителей, проявляется в процессе жизни, и оно обуславливает качество воспитания ребенка. Исходя из полученных данных, мы предполагаем, что в процессе профессиональной подготовки магистров, через систему индивидуального выбора спецкурсов можно и необходимо формировать отношение к родительству, как социальной миссии мужчины и женщины, которая заключается в обеспечении качества жизни и воспитания ребенка – сохранение его здоровья, воспитание у ребенка чувств сочувствия, сострадания, сопереживания и др. Для удовлетворения потребности студентов познавать новые компетенции, которые позволят им не только получать профессиональные компетенции, но и личностные – «стать ответственными родителями еще до рождения ребенка», в содержание профессиональной подготовки был интегрирован модуль «Будущие родители». Модуль содержит 7 дисциплин и направлен на формирование «ответственного родительства»:

1. «Семья – союз родителей и детей».

2. «Здоровье родителей – здоровье детей».

3. «Пренатальный период развития ребенка».

4. «Воспитание детей раннего возраста».

5. Практикум «Способы общения с ребенком в пренатальный период развития».

6. Практикум «Методы воспитания ребенка раннего возраста».

7. Практикум «Детско-родительские отношения».

Модуль обеспечивает формирование следующих компетенций, обеспечивающих становление «ответственного родительства»:

– когнитивная компетенция – знания об ответственном родительстве, о пренатальном развитии ребенка, об особенностях развития и воспитания ребенка в раннем возрасте;

– коммуникативная компетентность – уметь общаться с ребенком в пренатальный и ранний период развития, владеть навыками строить гармоничные детско-родительские отношения, разрешать детско-родительские конфликты;

– ценностно-смысловая компетентность – осознание миссии родителя в обществе, ответственного родителя для ребенка, осознание ребенка как ценности жизни семьи, рода, общества, государства, значимости здоровья матери для здоровья ребенка, смысла пренатального периода жизни ребенка для его дальнейшего развития;

– практическая компетенция – уметь сохранять свое здоровье различными способами здоровьесбережения, устанавливать систему отношений «мать и дитя» для формирования эмоциональной привязанности, владеть методами воспитания ребенка раннего возраста и общения с ним.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru