Анализ требований размещения площадок для кратковременного отдыха на автомобильных дорогах с точки зрения обеспечения безопасности движения

Лизунов Александр Викторович / Lizunov Alexander Victorovich – доцент;

Борщенко Ярослав Анатольевич / Borshchenko Yaroslav Anatolyevich – кандидат технических наук, доцент,

кафедра организации и безопасности движения,

Курганский государственный университет, г. Курган

Аннотация: в статье рассмотрены требования нормативных документов РФ к расположению объектов дорожного сервиса, рассмотрен характер влияния транспортного потока на их размещение.

Ключевые слова: объекты дорожного сервиса, транспортный поток, безопасность движения.

Рост автомобилизации сопровождается увеличением уровня подвижности населения. Известно, что развитие автомобильного транспорта тесно связано с экономическим развитием стран. Рост ВВП определяет необходимость в развитии транспортной системы вообще, и автомобильного транспорта в частности. Россия после 1991 г. вступила на путь интенсивной автомобилизации, таблица 1 [1, с.56, 3]. Так в 2013 году уровень автомобилизации некоторых развитых стран составил Россия – 270, США – 765, ФРГ – 519 [2].

По Курганской области проходит самая протяженная в мире железная дорога – Транссибирская магистраль. Параллельно ей проложена в 80-х годах ХХ века федеральная трасса 1Р254 «Иртыш» от Челябинска до Новосибирска через Курган, Петропавловск – Казахский и Омск. В Челябинске «Иртыш» соединяется с магистральной автодорогой М5 «Москва-Челябинск», а в Новосибирске «Иртыш» продолжается трассой на Иркутск - «Байкал». С этой дороги можно попасть в Екатеринбург, Тюмень и далее в Сургут и Ханты-Мансийск, Казахстан, Барнаул и т.д. Эта трасса входит в европейскую систему автомобильных дорог под номером Е30 и является международным автомобильным транспортным коридором «Запад-Восток». Для понимания состава транспортного потока нужно сравнить уровень автомобилизации в РФ, Уральском федеральном округе, Курганской и Тюменской областях (таблица 3 [3, с.88]).

Самый высокий уровень автомобилизации в Тюменской области, причем в г. Сургут он, уже в 2010 г., превысил 300 автомобилей. Хорошо известно, что аварийность на автомобильных дорогах в количественном выражении значительно ниже, чем в населенных пунктах, однако условия движения, в частности скоростной режим, «человеческий фактор» определяет более высокую тяжесть последствий ДТП, поэтому решение проблемы отдыха водителей на трассах страны – важная задача в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В 2014 году на автодороге «Иртыш» в районе Кургана (км 250- км 280) проводилось натурное исследование транспортного потока, как по составу автомобилей, так и по регионам регистрации. Результаты исследований приведены на диаграммах (рисунок 1 и рисунок 2). Кроме того, в составе легковых автомобилей в августе и сентябре 2014 г. количество транзитных автомобилей составляет, соответственно, с 13 до 14 часов – 32,7% / 24,9%; с 14 до 15 часов – 37,0% / 16,3%; в составе автопоездов транзитных автомобилей в августе и октябре 2014 г. составляет, соответственно – 80% /12,9%. Среди остальных грузовых автомобилей преобладает местный транспорт, кроме автомобилей грузоподъемностью с 1,5 до 5 т. В этой категории автомобилей 51% (август 2014г.) составляют автомобили с Челябинской области, причем в основном торговой фирмы «Красное и белое».

Согласно п.19 Положения [4, с.5] «на междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.

 

Рисунок 1. Состав транспортного потока с 13 до 14 часов в августе и октябре 2014 г.

В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется». Для выполнения этого требования водитель должен иметь возможность остановить машину не на обочине, а на специально приспособленных местах и обозначенных дорожными знаками 5.29 и 6.4 [5].

Рисунок 2. Состав транспортного потока с 14 до 15 часов в августе и октябре 2014 г.

Возможно, водитель может остановиться на стоянке у кафе, на АЗС и СТО, т.е. в местах, где он не будет мешать остальным участникам движения, и не будет создавать конфликтных ситуаций. Расстояния между объектами дорожного сервиса регламентируются Постановлением Правительства [6, приложение 1] и зависят от класса дороги и ее технической категории, т.е. о расчетной скорости, вида объекта дорожного сервиса. В действительности объекты дорожного сервиса расположены либо чаще, либо реже, установленных расстояний. В Курганской области на автомобильной дороге «Иртыш» в основном расположение кафе, АЗС привязано к районным центрам или скучены в пригородной зоне Кургана. Исходя из положения пункта 19 Положения [4], если водитель следует из населенного пункта Курганской области в областной центр, то ему может вполне хватить 4 часов, а значит место для кратковременного отдыха ему не нужно. Но если он поедет, например, из Сафакулево в Частоозерье (27 км по региональным дорогам и 367 км по автомобильной дороге «Иртыш»), и обратно, то без перерывов не обойтись. То же самое можно сказать и про транзитный транспорт, т.к. от центра Челябинска до центра Кургана – 270 км, от Кургана до Ишима (Тюменская область) примерно 315 км и т.д. А эти расстояния, учитывая скоростной режим, интенсивность и состав транспортного потока, эксплуатационное состояние дорог и организацию движения на них, преодолеть без кратковременных перерывов небезопасно.

Таким образом, можно сформулировать основные выводы:

В постановлении Правительства РФ от 29.11.2009 №860 не учитывается состав транспортного потока,

Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 №15 в основном применяется для водителей профессионалов, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, и не распространяется на водителей личных автомобилей, что создает предпосылки для аварийных ситуаций у этой группы водителей по причине физической усталости.

Необходимо детально исследовать влияние величины и состава транзитного транспортного потока на размещение объектов дорожного сервиса различного назначения и разработать практическую научно обоснованную методику расчета их расположения.

Литература

1.     Транспорт и связь СССР/статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 240 с., ISBN 5-279-00162-7.

2. Российский статистический ежегодник, 2013 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm (дата обращения: 1.10.2014)

3.  Транспорт и связь /статистический сборник. – Госкомстат России, 2007. – 199 с., ISBN 978-5-89476-235-7.

4. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени водителей и времени отдыха водителей автомобилей» (с изм. в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484) – Консультант Плюс Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

5.  Правила дорожного движения Российской Федерации 2009. – М.: Эксмо, 2009. – 96 с.

6. Постановление Правительства РФ от 29.11.2009 №860 «Требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода».

Сертификат о публикации



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Анализ требований размещения площадок для кратковременного отдыха на автомобильных дорогах с точки зрения обеспечения безопасности движения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru