Антикоррупционная политика Российской Федерации и юридическое образование: поиск точек соприкосновения

Губарева Татьяна Ивановна / Gubareva Tatiana Ivanovna - кандидат юридических наук, старший преподаватель,

 кафедра административного права и административной деятельности,

 Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь

 

Аннотация: в статье рассматривается роль преподавателя в воспитании студентов юридических институтов в аспекте противодействия коррупции. Указывается, что к предупреждению коррупции необходим многоплановый подход. Особое внимание следует обратить на необходимость развития у молодого поколения нетерпимости к коррупционным проявлениям, неприятия коррупционных практик, отчетливого понимания реального вреда для общества и безопасности государства, который наносит коррупция.

Ключевые слова: коррупция, урегулирование конфликта интересов, противодействие коррупции, учебно-воспитательный процесс.

Коррупция как социальное явление отражает морально-этическую сторону развития общества и государства. Являясь категорией многогранной, межотраслевой, коррупция требует особого внимания со стороны как ученых, так и специалистов-практиков.

Эволюционируя из одной формы в другую, переходя из области распределения и использования бюджетных средств в сферу избирательного права, налогообложения и социальной защиты, коррупция просочилась и распространилась во все области общественной жизни, включая предпринимательство, образование и обеспечение безопасности государства.

Коррупция является не только многоаспектной, но и многоуровневой. И это придает вопросу борьбы с ней особую важность и сложность, сложность в избежании мер, «приводящих к обратному результату в силу подверженности коррупции самих субъектов, борющихся с ней»[1]. Не даром коррупционные преступления сегодня располагаются в одном ряду с преступлениями особой тяжести, такими как терроризм, ведь коррупция выступает одним из факторов, существенно влияющих на обеспечение национальной безопасности.

Согласно ФЗ «О противодействии коррупции»[2], понятие «коррупция» не ограничивается исключительно взяточничеством. Это явление весьма многогранно и может проявляться в качестве «кумовства», «фаворитизма», «системы откатов» и проч. Уже прочно вошел в обращение такой термин, как «телефонное право», особенно на Северном Кавказе, где сильно развиты родственные и земляческие отношения. Руководство страны не раз обращало свой взор на проблему коррупции в России, неоднократно проводились и проводятся конференции, круглые столы и другие мероприятия, где обсуждаются пути вывода российской действительности на антикоррупционный путь развития. Результатом этих усилий явилось принятие соответствующих нормативных актов[3], направленных на недопущение, а в случае возникновения - урегулирование конфликта интересов.

Основным принципом противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению. Выработка таких мер должна основываться на системных, комплексных исследованиях ее причин и проявлений.

К предупреждению коррупции необходим многофакторный подход. Наряду с названными в законе мерами по предупреждению коррупции, следует обратить внимание на необходимость развития у подрастающего поколения нетерпимости к коррупционным проявлениям. В частности, в высших учебных заведениях при подготовке будущих юристов необходимо уделять этой проблеме повышенное внимание, ведь львиная доля должностей государственной и муниципальной службы замещается именно выпускниками юридических вузов и факультетов. Согласно действующему законодательству об образовании, к основным целям высшего образования относятся, в частности, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

В этой связи следует обратить внимание на необходимость воспитания студентов в духе уважения к закону и справедливости, ведь выпуск юриста с низким уровнем общей культуры и морали справедливо называют абсолютным браком в работе учебного заведения [4]. Подобные цели ставят и современные образовательные стандарты, ориентирующие на выпуск компетентных специалистов.

Пускать на самотек эти процессы нельзя ни в коем случае, ведь единичные случаи порождают постепенное расширение масштабов и углубление коррумпированности во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Формализм в борьбе с коррупцией приводит к ее критическим показателям, к невозможности перевоспитания уже окончивших вузы «вчерашних» студентов, к формированию антисоциальной направленности их поведения.

Одним из самых действенных методов воспитания является метод личного примера, поэтому коррупционное поведение выпускников образовательных организаций, словно лакмус, проявляет отношение к коррупции со стороны преподавателей этих вузов. Поэтому, говоря о высших учебных заведениях, особое значение необходимо уделять роли преподавателя как несомненного лидера, на своем примере показывающего важность образования, воспитания и дисциплины.

В условиях новых вызовов считаем особенно важным обеспечение участия студентов в конференциях по антикоррупционной тематике, в семинарах и круглых столах, проводимых как образовательными организациями, так и представителями различных государственных структур.

Весьма действенным становится привлечение к работе в юридических клиниках, где высоко развита практическая направленность обучения. [5]

Другим вектором может стать проведение различных конкурсов по правовой тематике, предусматривающих как индивидуальное, так и коллективное участие.

Важным направлением в борьбе с коррупцией является разработка методического обеспечения посредством выпуска методических пособий, разработки веб-сайтов, выпуска тематических компакт-дисков, подготовки электронных презентаций и короткометражных видеофильмов (включая социальную рекламу) по антикоррупционной тематике.

Такой многоаспектный подход к борьбе с коррупционными проявлениями будет способствовать распространению положительной практики по формированию у населения понимания реального вреда коррупции для безопасности государства.

Литература 

1. Шиндяпина Е.Д. Механизмы противодействия коррупции в публично-правовой сфере / Е.Д. Шиндяпина, Д.Я. Примаков, Е.В. Черепанова, О.В. Белоусова // Журнал российского права. - 2012. - N 12. - С. 119 - 129.

2. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1), ст. 6228 (СЗ РФ. - 31.12.2012. - N 53 (ч. 1), ст. 7605).

3. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 02.04.2013) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. - 05.07.2010. - № 27, ст. 3446 (СЗ РФ. - 08.04.2013. - N 14, ст. 1670).

4. Сибиряков С.Л. О повышении качества подготовки научных и научно-педагогических кадров юристов в современной России / С.Л. Сибиряков // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 3. - С. 31-33.

5. Казачкова З.М. Юридические клиники - образование через практику / З.М. Казачкова // Проблемы внедрения государственных образовательных стандартов. - Ставрополь: СГУ, 2002.

 

Сертификат о публикации



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Антикоррупционная политика Российской Федерации и юридическое образование: поиск точек соприкосновения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru