Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения

Дубровина Дарья Александровна / Dubrovina Daria Aleksandrovna – аспирант,

 кафедра психологии образования,

ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация: статья посвящена проблеме адаптации школьников в кризисные периоды обучения и значении личностного ресурса в профилактике данного явления.

Ключевые слова: первоклассники, младшие подростки, адаптация, личностный ресурс.

Процесс школьного обучения связан с интенсивной, возрастающей учебной нагрузкой, значительным увеличением умственных нагрузок, что провоцирует напряженность в эмоционально-волевой и поведенческой сферах учащихся. Для успешности обучения и развития требуется высокая социальная активность, адаптационные способности, которые осуществляются за счет психологических ресурсов личности.

А.Г. Маклаков определяет адаптационные способности человека как сформированность «личностного адаптационного потенциала», уровень развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем он выше, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем шире диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться [2].

Ресурсы, по мнению В.А. Бодрова,– это физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [1].

Как считает, С. Хобфолл, ресурсы являются значимыми для человека и помогают ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях

К личностным ресурсам мы относим социально-психологическую адаптацию личности, мотивацию, самооценку, тревожность [3].

С целью изучения личностного ресурса школьников проведено исследование в кризисные периоды обучения: на этапе адаптации первоклассников к школьной среде, обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене.

Для реализации цели и задач применялся комплекс педагогических и психологических тестов, включающий в себя: анализ и обобщение научно-методической литературы; беседу, анкетирование, педагогическое наблюдение, диагностику: тест по изучению социально-психологической адаптации детей к обучению в школе Э.М. Александровской, тест «Школа зверей» С. Панченко, тест по определению личностной тревожности «Рисунок несуществующего животного», опросник Филипса, тест по изучению самооценки Н.Г. Казанцевой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой. Обсудтим результаты исследования.

При изучении социально-психологической адаптации к школе среди учащихся 1-х классов выявили, что полностью адаптированы к обучению в школе 74% первоклассников, 16% обучающихся частично неадаптированы, у 10% учащихся наблюдается дезадаптация.

Анализируя результаты диагностики, можем констатировать, что основные трудности у неадаптированных учащихся в учебной деятельности, а также у некоторых учащихся отсутствует адаптация по параметру «школьные нормы поведения».

Исследование уровня мотивации первоклассников показало, что высокая мотивация выявлена у 10% учащихся, хорошая мотивация у 29%, удовлетворительная мотивация выражена у 40% первоклассников, низкая мотивация у 13% учащихся, у 14% первоклассников наблюдается негативная мотивация.

Причины, в результате которых дети не приспособились к новой социальной среде, являются: недостаточная сформированность познавательной сферы (произвольность психических процессов, развитие мышления, речи, тонкой моторики, сформированность важнейших учебных действий); трудности во взаимодействии со сверстниками, педагогами, соблюдении социальных и этических норм; низкая учебная мотивация.

При исследовании уровня самооценки обучающихся 1-х классов выявили, что у 45% первоклассников завышенная самооценка, адекватная самооценка у 48% учащихся, заниженная самооценка наблюдается у 7% учащихся.

Большинство учащихся 1-х классов адекватно оценивают себя. Высокий показатель завышенного уровня самооценки среди первоклассников считается нормой и объясняется психологическими особенностями детей этого возраста.

Изучение уровня тревожности показало, что высокий уровень тревожности выявлен у 49% учащихся, средний уровень свойственен 46%, у 5% первоклассников наблюдается низкий уровень тревожности.

Анализируя результаты диагностики, социально-психологической адаптации среди учащихся 5-го класса можно отметить, что адаптация состоялась в среднем у 76% пятиклассников. Основные трудности у детей в учебной деятельности испытывают 14% учащихся, по параметру «школьные нормы поведения» - 12% опрошенных, по параметру «успешность социальных контактов» - 16% подростков. Причины, в результате которых дети не приспособились к новой социальной среде, являются: недостаточная сформированность познавательной сферы (произвольность психических процессов, развитие мышления, речи, тонкой моторики, сформированность важнейших учебных действий); трудности во взаимодействии со сверстниками, педагогами, соблюдении социальных и этических норм наблюдаются у 89% учащихся; низкая учебная мотивация – у 31%; высокий уровень тревожности – у 16%; отношение к себе – у 6%.

Исследование уровня мотивации показало, что высокий уровень выявлен у 16% обучающихся, хорошая мотивация у 24% пятиклассников, у 36% обучающихся наблюдается удовлетворительная мотивация, низкий уровень мотивации выявлен 31% пятиклассников, у 7% младших подростков обнаружена негативная мотивация.

У28% пятиклассников выявлена завышенная самооценка, 58% младших подростков адекватно себя оценивают, у 14% обучающихся наблюдается заниженная самооценка.

Школьная тревожность изучалась по шкалам: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношении с учителями, общая тревожность в школе.

Высокие показатели определены по шкалам: переживание социального стресса – 20% учащихся, фрустрация потребности в достижении успеха – у 16% подростков, страх не соответствовать ожиданиям окружающих – у 25% школьников, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу в 25% случаев. Оптимальный уровень тревожности выявлен по шкалам: страх ситуации проверки знаний – 18% учащихся, проблемы и страхи в отношении с учителями – у 29% подростков, общая тревожность в школе – 32% школьников. Низкие показатели обнаружены по шкалам: фрустрация потребности в достижении успеха – 44%, страх самовыражения – 55% учащихся.

Таким образом, в результате диагностики выявили, что в процессе школьного обучения личностный ресурс школьников снижается, что требует психолого-педагогической коррекции.

Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения обучающихся на важных адаптационных этапах, направленную на мобилизацию личностного ресурса в данные кризисные периоды. 

Литература 

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 - 122.
  2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16-24.
  3. Практикум по психологии здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб: Питер, 2005. – 351 с.

 

Сертификат о публикации



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru