Этапы формирования научно-исследовательских умений и навыков у будущих экономистов

Батчаева Айшат Владимировна / Batchaeva Aishat Vladimirovna – магистрант,

кафедра профессионального образования, факультет педагогический,

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

 

Аннотация: одним из важных условий подготовки высококвалифицированных и востребованных экономистов является обучение научно-исследовательским умениям и навыкам, которые позволят принимать эффективные решения. Соблюдение этапов научно-исследовательской деятельности позволит сформировать необходимые исследовательские умения и навыки будущему экономисту.

Abstract: one of the important conditions for the preparation of highly qualified economists and popular education is scientific and research skills that will make effective decisions. Compliance stages of research activities will form the necessary research skills of future economists.

 

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, исследовательские навыки, формирование исследовательских умений и навыков у будущих экономистов, этапы научно-исследовательской деятельности.

Keywords: research, research skills, research skills, the formation of research abilities and skills of future economists, stages of research activity.

 

В условиях нынешнего нестабильного и кризисного состояния социально-экономического положения России стоит острая задача в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных анализировать и выделять необходимую информацию в условиях экспоненциального роста информации и глобальной информатизации общества, исследовать проблему и находить эффективные творческие решения, готовых приспосабливаться к изменчивости и находить выход в нетипичных ситуациях. В полной мере это относится и к педагогам, которые должны дать данному поколению достойное образование и воспитание. Для педагога очень важно научить студентов поиску новых путей решения проблем и задач в нестандартных условиях. Одним из основных путей такого образования и развития студентов является исследовательская деятельность. Профессор, академик РАО, В.И. Загвязинский, отмечает, что исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности [2, с.12]. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. и Государственному стандарту высшего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, а это в свою очередь предполагает активную научно-исследовательскую деятельность студентов.

Согласно ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике», научно-исследовательская деятельность направлена на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные научные исследования, в частности, это экспериментальная или теоретическая деятельность, которая направлена на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования, применяющие новые знания для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования, благодаря которым приобретаются новые знания в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ [1].

Для формирования же научно-исследовательских умений и навыков у студентов необходимо для начала разобраться с понятиями «исследовательское умение», к определению которого существует несколько интерпретаций и «исследовательский навык». Например, И.А. Зимняя, В.В. Успенский, Н.Л. Головизнина, Е.А. Шашенкова и др. рассматривают исследовательские умения в качестве результата и меры исследовательской деятельности, т.е. как способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемую в процессе решения различного рода исследовательских задач. Другие авторы, такие как, М.Н. Поволяева, Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, и др. рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности. Таким образом «умение» представляет собой использование имеющихся знаний для выполнения действий и приемов, связанных с основной целью исследовательской деятельности.

Под навыком же понимают деятельность, сформированную путем повторения и доведения до автоматизма. Формирование навыка – это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий) [3]. Таким образом, исследовательский навык – это инстинктоподобный компонент умения исследовать, доведенный уже до автоматизма.

Формирование исследовательских умений и навыков у будущих экономистов происходит поэтапно.

На подготовительно-мотивационном этапе педагогом выявляется уровень сформированности исследовательских умений и мотивации к исследовательской деятельности у студентов на лекциях, семинарах, анкетировании, тестированиях, беседе с преподавателями. Преподаватель ставит перед студентами исследовательскую задачу в рамках изучаемого предмета, например, на практических занятиях предлагаются задания по подбору учебно-методической литературы по теме, анализ отрывка текста из литературы, составление собственного плана ответа и др. В результате этого студенты приобретают очень важный и необходимый навык исследования – умение работать с первоисточниками, отбирать лишь необходимую учебно-методическую работу, самостоятельно находить информацию и анализировать ее, систематизировать, обобщать и т.д. У будущих экономистов формируются информационные и операционно-гностические умения анализировать факты и экономические процессы, явления, делать выводы и др.

На операционно-деятельностном этапе продолжают формироваться операционно-гностические умения уже более обширно, в виде способности находить и формулировать проблему и противоречия в педагогических явлениях, ставить цели и задачи, находить причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, формулировать предмет и объект исследования. На данном этапе будущими экономистами приобретается навык конструктивно-проектировочных умений, что включает планирование хода  научно-исследовательской работы, осуществление отбора теоретических методов исследования в соответствии с поставленной целью и исследовательскими задачами). Студентам предлагаются задания по разработке целей, задач и составлению плана предстоящего исследования, задания по выдвижению гипотез и оценке истинности выдвинутой гипотезы, защита своих доводов и выводов, практические и вычислительные задачи.

На экспериментально-праксиологическом этапе продолжается формирование умений и навыков операционно-деятельностного этапа и происходит формирование следующих умений будущих экономистов: использование знаний экономической теории в своей практической деятельности; применение основных и специальных методов экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности; критическое оценивание ситуации с разных сторон; свободное владение компьютерными технологиями; использование методов разработки экономико-математических и оптимизационных моделей; умение прогнозировать экономические и финансовые показатели и процессы; умение управлять предприятием, персоналом; принятие профессиональных эффективных решений с учетом экономических, экологических последствий, требований этики и права.

На презентационно-заключительном этапе формируется умение представлять и защищать свою научно-исследовательскую работу, доказывать свою точку зрения на проблему исследования, на эффективность сделанных выводов по работе, а также развитие ораторских способностей, выявление творческих подходов к представлению исследовательской работы. На данном этапе научно-исследовательской деятельности происходит так же формирование рефлексивных умений у будущих экономистов путем осознания действий, выполненных работ на каждом этапе, определение ошибок и выявление причин, ставших помехой для достижения поставленной цели, анализ и соответствие полученных результатов в процессе формирования исследовательских умений с запланированным результатом.

Соответствие циклограмме этапов научно-исследовательской деятельности позволит сформировать необходимые исследовательские умения и навыки студенту.

На каждом этапе должно быть взаимодействие преподавателя со студентом и студента с преподавателем. Педагог на протяжении всей исследовательской деятельности студента должен мотивировать его, направлять и находить новые личностно-ориентированные подходы к раскрытию всех потенциалов студента, к формированию и развитию научно-исследовательских умений и навыков, которые помогут стать ему высококвалифицированным специалистом в своей области.

Литература

  1.      Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».
  2.      Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с. – (Профессионализм педагога).
  3.      [Электронный ресурс]. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 22.12.2014).


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Этапы формирования научно-исследовательских умений и навыков у будущих экономистов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru