Личность школьника как один из центров системы ценностей образования

Лобанов Петр Алексеевич /Lobanov Petr Alekseevich – аспирант,

кафедра франкоязычных культур, факультет иностранных языков и регионоведения,

Московский государственный университет имени  М.В.Ломоносова, г. Москва

Аннотация: если в центре системы ценностей образования стоит личность ребенка, то целью образовательного процесса становится формирование личности. Соответственно, ответ на вопрос «что такое личность?» является одновременно и ключом к пониманию концепции образования.

Abstract: if we put the child’s personality in the center of values education the creation of personality becomes the goal of education. Consequently the sense of education is determined by the answer to the question «What is personality?».

Ключевые слова: ценности образования, детское развитие, педагог, воспитанник, ребенок.

Keywords: values of education, child development, teacher, pupil, child.

Ответы на вопросы «Что такое человек? Личность?», «какое место детство занимает в жизни человека?» являются краеугольным камнем не только любой методики образования или принципов воспитания, но и жизни каждого отдельного человека. В зависимости от того, чем для нас является человек, в чем мы видим смысл его существования, или если мы отказываем его жизни в наличие смысла, в зависимости от того смысла, который мы вкладываем в понятие «человек», будет меняться и наше отношение к ребенку, к педагогике, к школе.

Януш Корчак в своей книге «Право ребенка на уважение» очень четко и недвусмысленно формулирует свою позицию, указывая на ошибочность представления о ребенке, как о «недочеловеке», как о периоде, предшествующем «настоящей», взрослой жизни: «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика – наука о ребенке, а не о человеке» [1].

Он не разделяет детство и взрослую жизнь. Для него детство – это абсолютно равноправный, полный достоинства и смысла период в жизни человека. Он осуждает «снисходительное отношение» к детству как к «менее ценному», незрелому периоду в жизни человека [1]. В своей работе польский педагог настаивает на том, что у детства есть свои цели и задачи, которые каждый человек должен решить, что ошибочно рассматривать начало жизни в качестве «подготовительного периода» к самой жизни. Я. Корчак постоянно призывает уважать маленького ростом человека и самоценность его жизни: «уважайте тайны….», «уважайте незнание…», «уважайте текущий час и сегодняшний день!». Только в атмосфере подобного уважения возможно формирование самоценной личности.

«Самое страшное наказание – вдруг почувствовать себя марионеткой или имитацией жизни», пишет Мераб Мамардашвили. Цель жизни человека – «обретение свободы», но нужно проделать этот путь освобождения, научиться самому делать выбор. Это последнее качество является для философа необходимым условием формирования личности. И возвращаясь в рамки школьного возраста, он говорит, что каждому необходимо «поле свободного движения, без заранее заданной цели и внешне навязанного смысла», только в таких условиях возможно прорастание личности.

Рядом с этой позицией активного следования своему выбору лежит идея «внутреннего предназначения», высказанная Юнгом [2]. «Личность – высшая реализация врожденного своеобразия у отдельного живого существа». Личностью, а не «марионеткой» по мнению Мамардашвили может стать только тот, кто развивает самого себя, не принимая бездумно, в ущерб «собственной целостности» коллективные конвенции, будь то религиозные, социальные или моральные. Личность, по Юнгу, может вырасти только из сознательного согласия следовать «силе предстающего перед ним внутреннего предназначения» [2].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Личность школьника как один из центров системы ценностей образования
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru