«Полезное государство» и система «открытой власти»

XXI век можно без преувеличения назвать веком информационным, по крайней мере, таковым является его начало. Информация и информационные технологии занимают все большее место в жизни человека и общества и, безусловно, обладают немалым потенциалом в сфере государственного управления. Основным изобретением второй половины прошлого века многие ученые склонны считать именно глобальную компьютерную сеть Интернет. Здесь люди могут обмениваться информацией, соблюдая при этом международное и национальное законодательство. Однако субъектами обмена информацией могут быть как отдельные физические лица, так и организации, то есть юридические лица любых форм собственности и, естественно, само государство в лице своих органов. Хотелось бы также обратить внимание на введенный еще несколько лет назад термин «информационное общество» и согласиться с авторами концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в следующем: «информационное общество может эффективно и поступательно развиваться исключительно на основе взаимодействия государства, предпринимательского сообщества и гражданского общества и на принципах свободного и равного доступа к информации и знаниям. Сформировать информационное общество невозможно силами одних только органов государственной власти, а также исключительно путем создания информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, развивая соответствующие сервисы в различных областях общественной жизни» [2].

Также неоспоримым является тот факт, что право народа на управление делами государства (ч.1 ст.32 Конституции РФ) не может ограничиваться реализацией избирательного права, и именно здесь свою роль играет открытость власти для народа. Рассмотрим, что входит в содержание понятия «открытость власти» в данном контексте. На мой взгляд, оно состоит из двух аспектов: получение информации народом, то есть выкладывание органами власти полной информации о принимаемых решениях на специальных сетевых ресурсах, и второй – обратная связь, то есть выражение людьми своего мнения по поводу того или иного вопроса, которое, естественно, должно учитываться государством и носить не только рекомендательный характер, но и обязательный (условия и механизм последнего, конечно, разработаны отдельно). Оба аспекта, как две стороны одной монеты, не могут существовать друг без друга и составляют залог эффективного участия народа в управлении государством.

Итак, из всего сказанного можно сделать выводы о том, что мы живем в государстве, которое названо демократическим и стремится этой форме соответствовать; одним из основных принципов демократии является служение государства народу, для чего необходимо участие всего народа в управлении государством; полная реализация права человека на участие в управлении делами государства возможна только путем создания системы «открытой власти». Следовательно, для достижения идеалов демократии и реализации принципа «полезного государства» нам необходимо развивать систему открытого управления государством.

Если взглянуть на систему государственного управления сейчас, то можно увидеть, что многое в обозначенном мною выше направлении уже сделано, однако необходимо сделать больше. Система развивается всего несколько лет, а потому на сегодняшний день можно констатировать наличие многих проблем. Скажу лишь о некоторых.

Одним из инструментов реализации системы открытой власти является Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Согласно информации, размещенной на сайте «Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru организован в целях повышение информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти и реализации конституционного права граждан, их объединений и организаций участвовать в управлении делами государства» [1]. Портал был создан в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке нормативных правовых актов и их общественного обсуждения», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318.

Однако выкладывание текста акта и даже пояснительной записки не означает, что каждый сможет с ним ознакомиться, ведь изложение юридического текста порой достаточно сложно для понимания обывателей, поэтому, мне кажется, было бы целесообразно вместе с проектами нормативных актов выкладывать комментарии к ним с примерами для более ясного восприятия, полного понимания и возможности определения собственного отношения к предлагаемым нормам.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы «Полезное государство» и система «открытой власти»
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru