Модернизация институтов региональной экономической политики

1Ищенко-Падукова Оксана Александровна / Ishchenko-Padukova Oksana Aleksandrovna – кандидат экономических наук, доцент, кафедра политической экономии и экономической политики;

2Мовчан Ирина Викторовна / Movchan Irina Viktorovna – кандидат экономических наук, доцент, кафедра политической экономии и экономической политики,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы экономической политики регионов Юга России, возможности модернизации ее институтов в условиях глобализации.

Abstract: the article discusses the current problems of economic policy regions of the South of Russia, the possibility of modernizing its institutions in the context of globalization.

Ключевые слова: региональная экономическая политика, институты модернизации, экономика Юга России.

Keywords: regional economic policy, the institutions of modernization, the economy of the South of Russia.

Эффективность региональной экономической политики в условиях глобализации обусловлена определением целей стратегического развития территорий, их вовлечением в процессы глобальной интеграции и закреплением соответствующих институтов, способствующих реализации регионального потенциала экономического роста. Поэтому разработка системного подхода к формированию региональной экономической политики выступает фактором институциональной модернизации регионального развития.

В теоретическом аспекте региональная экономическая политика может интерпретироваться как предметная область экономической науки, принципами формирования которой являются системность, гибкость и транспарентность. Поскольку экономическое положение региона обусловлено тремя группами факторов: факторами внутрирегионального характера (отраслевая производственная структура региона, предпринимательский и инновационный потенциал территории, деловая среда региона), факторами макроэкономического характера (фискальные, монетарные, политические), факторами глобального характера (международная интеграция), поэтому в системе ре­гиональной экономической политики актуализируются два направления.

1.Внутрирегиональное регулирование, эффективность которого прямо зависит от действий региональных органов власти.

2.Разработка механизма адаптации к изменяющейся внешней среде (обусловленной макроэкономическими и глобальными факторами), поскольку эти факторы региональными органами власти регулироваться не могут.

Поэтому в прикладном аспекте региональная экономическая политика представляет собой систему мероприятий соответствующих органов власти, проводимых с целью придания определенной направленности внутрирегиональным экономическим процессам, а также адаптации региона к внешним условиям макроэкономической и глобальной среды.

Внутренняя экономическая политика региона определяется как система отношений, формирующихся между территориальными хозяйствующими субъектами по поводу отраслевой, производственной и секторальной структуры региона, а также условий и институтов экономической деятельности и ее регулирования.

Однако в современных условиях открытой экономики развитие регионов в значительной степени определяется влиянием тенденций глобализации, к которым следует отнести:

- отраслевую трансформацию производства;

- рост торговли услугами и сокращение «неторгуемых» видов услуг;

-повышение значимости технологических и наукоемких сегментов регионального производственного комплекса;

- снижение трудоемкости производства;

- формирование отраслевых региональных кластеров;

-организационные сдвиги в бизнес-стратегиях (активизация франчайзинговых и аутсорсинговых практик).

Таким образом, при формировании региональной экономической политики в условиях глобализации необходимо учитывать объективные тенденции глобализации (таблица 1).

Таблица 1

Глобализационные тенденции регионального развития

Тенденция

Характеристика

Отраслевая трансформация

рост объемов внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональной и международной торговли; увеличение доли торговли услугами, снижение «неторгуемых» услуг

Организационная трансформация

международный аутсорсинг; международный франчайзинг

Пространственная трансформация

усиление вертикальной специализации; рост объемов экспорта

Управленческая трансформация

усиление роли региональной экономической политики как «проводника» глобализации

Модернизация институтов региональной экономической политики в условиях усиления глобальной интеграции предполагает разработку такого механизма регулирования, при котором приоритетными направлениями должны стать: региональное содействие формированию бизнес-инкубаторов, реализация программ передачи технологий и деловой практики, содействие коммерциализации технологий для малого и среднего бизнеса, создание технологических зон с высоким качеством инфраструктуры и льготного налого­обложения, определение системы грантов и целевых инвестиций.

Объективным императивом глобализации выступает повышение степени мобильности капитала, что предопределяет расширение финансовых и налоговых стимулов в системе региональной экономической политики для привлечения отечественных и зарубежных фирм в региональные отрасли производства.

Усиление влияния глобализационных процессов на региональное развитие также актуализирует проблемы, связанные с формированием региональных кластеров в целях усиления межрегиональных и международных связей, что предопределяет приоритеты модернизации институтов региональной экономической политики.

Увеличение степени интеграции регионов в мировую экономику в условиях глобализации способствует усилению межрегиональных связей в области производства и обмена, поэтому меры региональной экономической политики должны обеспечивать, во-первых, создание условий для размещения на территории региона иностранных производственных комплексов, и, во-вторых, привлечение в регион иностранных инвестиций.

Промышленная специализация и концентрация регионов в пространственно-территориальной структуре, а также предпринимательский, инновационный и управленческий потенциал территории в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечивают конкурентоспособность региональной продукции на национальном и глобальном рынках, что требует от региональной политики формирования и реализации таких стратегий, которые по­зволят максимально использовать преимущества глобализации для регионального бизнеса.

Необходимость структурной и институциональной модернизации регионов Юга России обусловлена тем, что производственная, отраслевая и институциональная дифференциация российских регионов демонстрирует опережающее развитие центральных округов и периферийный статус регионов Юга России [2, 24].

В глобализационном аспекте регионы Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) занимают периферийное место в системе внешней торговли (рис.1), значительно уступая аналогичным показателям других федеральных округов.

Рис. 1 .Показатели внешней торговли федеральных округов РФ

со странами дальнего зарубежья в 2012 году (млн. долл. США)

*Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел:

Внешнеэкономиче­ская деятельность. 2013. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.984.

В региональном разрезе ситуация еще более сложная. Среди субъектов Южного федерального округа во внешней торговле, с преобладанием экс­порта участвуют Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, в Северо-Кавказском федеральном округе практически все субъекты высту­пают преимущественно импортерами продукции (таблица 2).

Таблица 2

Показатели внешней торговли субъектов Юга России в 2012 году

Со странами дальнего

зарубежья

Со странами СНГ

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Южный федеральный округ

17159

8628

3507

3213

Республика Адыгея

3,8

53,5

5,7

3,2

Республика Калмыкия

0,0

28,6

0,7

34,7

Краснодарский край

8741

4356

1069

585

Астраханская область

485

372

137

44,0

Волгоградская область

3205

864

1301

543

Ростовская область

4724

2953

993

2004

Северо-Кавказский

федеральный округ

937

1421

356

596

Республика Дагестан

36,6

311

39,0

263

Республика Ингушетия

0,4

18,9

-

1,8

Кабардино-Балкарская Республика

16,7

127

12,6

9,2

Карачаево-Черкесская Республика

8,9

382

41,4

20,3

Республика Северная Осетия - Алания

36,1

45,4

18,4

19,8

Чеченская Республика

-

3,5

0,1

3,3

Ставропольский край

839

532

245

279

*Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел:

Внешнеэкономиче­ская деятельность. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.984.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой степени готовности регионов Юга России к интеграции в мировое глобальное экономическое пространство и требует соответствующих мер региональной экономической политики.

Преодоление экономических и административных барьеров в условиях глобальной экономики предопределено объективно, что способствует деконцентрации экономической деятельности в регионе, а, следовательно, обладает высоким потенциалом для снижения регионального неравенства. Изменение статуса регионов в глобальной экономике требует институциональной модернизации механизма формирования и реализации региональной экономической политики. Если ранее основной целью региональной политики выступало поддержание жизнеобеспечения региона (во многих субъектах – за счет системы межбюджетных трансфертов), то в настоящее время для регионального роста необходима принципиально иная модель региональной экономической политики.

Однако большинство регионов сталкиваются с объективными проблемами адаптации к новым глобальным условиям хозяйствования. В этих условиях стратегическая цель региональной экономической политики связана с реализацией таких направлений, которые способствовали бы привлечению прямых инвестиций из всех источников финансирования, включая иностранные, обеспечивали бы региональный экономический рост, усиливали бы кла­стерную составляющую регионального производства.

В последние годы региональное развитие Российской Федерации характеризуется положительной динамикой инвестиций в основной капитал. Как видно из данных таблицы 3, в период 2007-2012 гг. их объем увеличился почти вдвое по России в целом и практически по всем федеральным округам.

Таблица 3

Динамика инвестиций в основной капитал по федеральным округам РФ (млн. руб.)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

6716222

8781616

7976013

9152096

11035652

12568835

Центральный федеральный округ

1779599

2278329

1928138

2099824

2458312

2689587

Северо-Западный федеральный округ

832478

1040669

933693

1134405

1329968

1449190

Южный федеральный округ

496911

704183

709382

907962

1079284

1232201

Северо-Кавказский федеральный округ

199888

260241

267085

313412

347504

397180

Приволжский федеральный округ

1148397

1485341

1279154

1437472

1702521

1980652

Уральский федеральный округ

1113151

1482552

1337857

1490849

1838272

1994686

Сибирский федеральный округ

708951

945556

834593

980472

1219287

1416604

Дальневосточный федеральный округ

436849

584745

686111

787699

1060505

940142

*Регионы России. Социально-экономические показатели.

Раздел: Инвестиции. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.928.

При этом основная доля инвестиций в основной капитал формируется за счет собственных средств и средств федерального бюджета (рис. 2).

Однако необходимо отметить то, что регионы Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) находятся на периферийных позициях среди других федеральных округов по объему привлекаемых инвестиций.

Рис. 2. Распределение инвестиций в основной капитал по источ­никам финансирования в Южном и Северо-Кавказском федеральным округам в 2012 году (%)

*Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел:

Инвестиции. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.938.

Среди субъектов Федерации Юга России самой слабой динамикой характеризуются Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика (таблица 4).

Таблица 4

Динамика инвестиций в основной капитал по субъектам

Федерации Юга России (млн. руб.)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Южный федеральный округ

496911

704183

709382

907962

1079284

1232201

Республика Адыгея

10973

13275

15874

14036

18703

14666

Республика Калмыкия

6151

7950

8106

6970

9779

13821

Краснодарский край

229714

332532

377013

589623

711720

797753

Астраханская область

49970

68273

61953

59863

69024

81632

Волгоградская область

64954

88440

75591

78431

104080

126120

Ростовская область

135150

193713

170845

159038

165978

198208

Северо-Кавказский фе­деральный округ

199888

260241

267085

313412

347504

397180

Республика Дагестан

60713

86938

102189

120653

137114

152404

Республика Ингушетия

7678

3951

6523

7452

6100

10498

Кабардино-Балкарская Республика

12788

15889

17514

20958

20855

25572

Карачаево-Черкесская Республика

9082

11001

10145

9140

13610

17952

Республика Северная

Осетия - Алания

14644

17032

13927

16204

19927

21825

Чеченская Республика

41318

50380

41508

50369

51632

53506

Ставропольский край

53665

75051

75279

88635

98265

115423

*Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел:

Инвестиции. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.928.

Кроме того, объемы поступлений иностранных инвестиций в экономику Южного и Северо-Кавказского федеральных округов являются самыми низкими среди федеральных округов Российской Федерации (рис. 3).

Рис. 3 Иностранные инвестиции по федеральным округам РФ в 2012 году (тыс. долл. США)

*Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел:

Инвестиции. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.948.

Такое положение дел обусловлено не только рядом объективных причин (геополитическим положением регионов, монопрофильной спецификой отраслевой структуры производства большинства регионов Юга России и др.), но и слабой развитостью институтов региональной инвестиционной политики. В настоящее время, по справедливому мнению Т.В. Кашниковой, «трудно надеяться на многочисленность и мощность зарубежных инвесторов. Они, однако, могут рискнуть вложить средства в «территориальные точки роста», где имеются инновационно-технологические возможности. Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т. е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориентируется на использование достижений научно-технического прогресса (НТП) для создания новых продуктов и технологий, формирования спроса, новых рынков [1,58].

В этих условиях создание эффективного механизма привлечения инвестиций в регионы Юга России выступает одним из направлений институциональной модернизации региональной экономической политики.

В прикладном аспекте эффективность модернизации институтов региональной экономической политики выступает ключевым элементом в обеспечении экономического роста и включении регионов Юга России в процессы глобальной интеграции.

Поскольку региональная экономическая политика детерминирована внутренними и внешними социально-экономическими и политическими факторами, важнейшей задачей модернизации ее институтов выступает создание механизмов адаптации региональной производственной системы к вызовам глобальной интеграции.

Поэтому реализация региональной экономической политики должна быть направлена на повышение темпов и обеспечение устойчивости регионального экономического роста, что в современных условиях требует:

- создания высокопроизводительных рабочих мест;

- роста объема инвестиций в реальный и высокотехнологичный секторы экономики;

- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей;

- увеличение производительности труда.

Достижению этих целей будет способствовать институциональная модернизация региональной экономической политики на Юге России, направленная на формирование инновационных институтов территориального развития.

Литература

1. Кашникова Т.В. Концепции стабилизации экономического роста: сравнительный анализ // Экономический механизм устойчивого развития экономики России в условиях нестабильной внешней среды. Коллективная монография. Ростов-на-Дону. Издательство: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие – XXI век». 2013. С.57-58.

2. Мамедов О.Ю., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. Экономическая специфика периферийных регионов Юга России // Jornal of economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). Том 4. №4. 2013. С. 23-33.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб./Росстат. - М., 2013.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Модернизация институтов региональной экономической политики
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru