Направление повышения конкурентоспособности предприятия

Рамазанов И.Ш.
Рамазанов Ильдар Шухратович / Ramazanov Ildar Shuxratovich– студент, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, факультет финансово-экономического института
Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена продолжающимся процессом глобализации, значительные структурные сдвиги которого привносят элементы ускоренного развития научно-технической революции и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала в конкурентную борьбу, требуя немедленной реакции со стороны предприятий, стремящихся остаться конкурентоспособными в новых условиях рыночных формирований.
Abstract: the actualityof the themeis based on the ongoing process of globalization, the prominent progress of which, is adding the accelerated development of scientific and technical revolution and large scale transboundary movement of capital to the competition, claiming immediate reaction from the side of organization, aiming to remain competitive in the new terms of market formation.Ключевые слова: глобализация, конкуренция, анализ, производство, дифференциация, стратегия.
Keywords: globalization, competition, analysis, production, differentiation strategy.

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Определение конкуренции, приведенное в российском законодательстве, звучит следующим образом: «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1,с.186].

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций [3,с.6-10]:

- выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

- сводит конкретный труд к общественно необходимому;

- содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Конкуренция сегодня является важной и мощной силой, способствующей динамичному развитию национального хозяйства. Возможности завоевания предприятием рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних условий, а также обстоятельств складывающихся на рынке.

Принято выделять факторы, оказывающие воздействие на интенсивность конкуренции, и, как следствие, на уровень конкурентоспособности предприятия:

- потенциал рынка (возможная емкость);

- легкость доступа;

- вид товара;

- входные барьеры;

- однородность рынка;

- структура отрасли или конкурентные позиции организации;

- степень вовлечения предприятий в данную отрасль;

- возможность технологических нововведений;

- экономия на масштабе;

- диверсификация предприятия.

Развитие предприятия зависит от многих факторов. Однако успех в большой степени определяется небольшим их числом, так называемыми ключевыми факторами успеха в бизнесе. Как правило, ключевые факторы успеха выявляются в ходе «мозговой» атаки, которая проводится группой экспертов из числа сотрудников, занимающихся развитием предприятия.

Формирование конкурентных преимуществ, предприятия происходят за счет выбора правильной деловой стратегии, основой которой, непосредственно, являются эти самые преимущества [2, с.33-41]:

- лидерство в издержках (себестоимости продукции);

- дифференциация продукции;

- фокусирование (концентрация);

- ранний выход на рынок (стратегия первопроходца);

- синергизм.

Абсолютное лидерство в издержках – вариант стратегии, при котором «более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся лейтмотивом всей стратегии». В этом случае компания достигает своей главной цели – абсолютного отраслевого лидерства в издержках – благодаря применению комплекса специальных экономических мер.

В основе следующего базового варианта, выделенного М. Портером, – стратегии дифференциации – лежит идея создания уникального, т.е. дифференцированного продукта.

Фокусирование – третья, разработанная М. Портером базовая стратегия, предполагающая фокусирование деятельности компании на каком-либо аспекте рынка: группе покупателей, виде продукции, географическом сегменте и т.п.

Стратегия первопроходца, или раннего выхода на рынок, озна­чает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверхвысокой прибыли и достижение быстрого роста фирмы. Стратегия синергизма – это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов (синергия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления).

Таким образом, конкурентоспособность – способность к постоянному анализу, как внутренней среды, так и внешней среды предприятия, оперативного реагирования на достаточно быстрые изменения окружающей среды на рынке. Конечно, анализ конкурентных преимуществ очень трудоемкий процесс, который имеет множество различных методов, с помощью которых, предприятие путем анализа может выявить собственные конкурентные преимущества, если их нет, либо повысить конкурентное положение на рынке, выбрав ту или иную стратегию, но делать это необходимо постоянно.

Для удержания заданного уровня конкурентоспособности предприятия в условиях высокой динамики деловой среды необходимо оперативно и гибко реагировать на изменения окружающей среды, что возможно при наличии эффективной интегрированной системы позиционирования промышленного предприятия.

Литература

  1. Грани конкурентоспособности: государство, регион, предприятие, товар / Под ред. С. С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. 186 с.
  2.  Портер М. Конкурентная стратегия. М.: 200533-41 с.
  3.  Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 4 (36). С. 6-10.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Направление повышения конкурентоспособности предприятия
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru