О необходимости реформирования процедуры формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Ермошин П.Ю.
Ермошин Павел Юрьевич / Ermoshin Pavel Yurevich – юридический факультет, студент
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены одни из причин необходимости реформирования Совета Федерации в ключе повышения представительности данного органа.

Ключевые слова: конституция Российской Федерации, Совет Федерации, Федеральное Собрание, выборы, государственное устройство.

Keywords: constitution of the Russian Federation, The Counsil of the Federation, elections, state structure.

В конституционном строе Российской Федерации недавно произошли серьезные изменения, коснувшиеся преимущественно судебной системы. Данные преобразования породили дискуссию относительно дальнейшего реформирования структуры и принципов работы органов различных ветвей власти в нашей стране. Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования Совета Федерации и дискуссия, которая существует относительно современной ситуации, сложившейся в таком важном вопросе.

Автор хотел бы обратиться к мнению ученого Л.В. Лазарева, которое было высказано в комментарии к Конституции РФ: «Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что он в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, будучи его легитимным представителем в силу Конституции. В принципе это означает, что Федеральное Собрание – выборный орган» [1]. Согласно выше приведенной позиции, можно говорить о том, что существует точка зрения, согласно которой органы, формирующие ФС, должны быть избираемы.Согласно ст. 95 Конституции РФ [2], Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. На основании выше сказанного, логично предположить, что обе палаты должны быть избираемы. Согласно же ст. 94 Конституции РФ, данные палаты являются как законодательными, так и представительными органами. Что можно считать представительностью? Здесь необходимо отметить, что в ст. 3 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому, единственным источником власти и суверенитета является народ. Таким образом, именно представительство со стороны граждан выглядит процедурой, которая могла бы придать максимальную легитимность для работы органа государственной власти. Кроме того, выборность должностных лиц способствует более активному включению граждан в непосредственное управление государством посредством процедуры выборов. Исходя из этого, субъекты, обладающие реальными властными полномочиями, будут ответственны за свою деятельность непосредственно перед избирателями. Кроме того, СФ обладает так же важными контрольными полномочиями в рамках парламентского контроля, важной ролью в назначении высших должностных лиц, а роль в процедуре вынесения импичмента Президенту РФ данной палаты трудно переоценить. Особенно необходимо отметить, что распустить СФ не имеет права ни одно должностное лицо или орган, в рамках нынешней системы государственной власти в нашей стране.Обратимся к ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3], в которой говорится: «Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Таким образом, каждый гражданин РФ, отвечающий определенным цензам, может принять участие в процедуре выборов. Удовлетворяет ли данным положениям ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Совета Федерации»?

На первый взгляд нет. Согласно выше приведенному акту: «Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации». Таким образом получается, что верхняя палата ФС РФ не избирается гражданами, что является нарушением избирательных прав, закрепленных в Конституции РФ, а так же федерального закона. Присутствует лишь учет мнения, коим соответствующие субъекты вполне могут пренебречь, учитывая различные политические моменты и уровень правовой культуры. На основании этого вывода вытекает необходимость немедленного реформирования процедуры формирования СФ РФ.

Автор не может принять данную точку зрения по ряду причин, которые относятся непосредственно к нормам Конституции РФ и федерального законодательства.

Во-первых, согласно ст. 96 Конституции РФ: «Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами». Таким образом, порядок формирования этого законодательного органа определяют сами законодатели, а не нормы Конституции РФ. На этом основании заявлять о существовании правовой коллизии безосновательно.

Во-вторых, согласно ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Совета Федерации» [4]: В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации», то в этом случае кандидатом для наделения полномочиями члена СФ может быть депутат ГД РФ или представитель органа местного самоуправления, занимающий свою должность на выборное основе. Таким образом, можно говорить о том, что процедура избрания, хотя и на иную должность (депутата федерального или местного уровня), но со схожими функциями, была соблюдена и лицо получило поддержку граждан.Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Федеральное законодательство, регулирующее процедуру формирования СФ РФ, не находится в прямом несоответствии и конфронтации с нормами Конституцией РФ. Необходимость реформирования выше приведенной процедуры на данных основаниях не может быть состоятельной. С другой стороны, в рамках толкования и дискуссии о дальнейшем реформировании конституционного законодательства РФ было бы большой ошибкой не учитывать такой момент, как более активное привлечение граждан к управлению государством, учитывая, что подобный опыт в России уже имелся в 90-ые годы прошлого века. Однако, конечное решение зависит от уровня развития общественных отношений в нашей стране и воли соответствующих органов и должностных лиц.

Литература

  1.  Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Новая правовая культура, 2009.
  2.  Конституция Российской Федерации: принята всенародном голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993.
  3.  Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации - 2002. №24. ст. 2253.

 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы О необходимости реформирования процедуры формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru