Объективация концепта «Белое море» в языковой картине мира поморов (на материале лексикографического дискурса) |
Аннотация: в статье в лингвокогнитивном аспекте анализируются объективации концепта «Белое море» в поморском языковом сознании с целью моделирования структуры концепта и определения его содержания. Особое внимание уделяется языковым механизмам актуализации концептуальных признаков и структурам знаний, стоящим за концептом в лексикографическом дискурсе. Abstract: in articles in lingvokognitive aspect are analyzed a concept objectivization the SEA in the Pomor language consciousness for the purpose of modeling of structure of a concept and definition of its contents. The special attention is paid to language mechanisms of updating of conceptual signs and the structures of knowledge standing behind a concept in a lexicographic discourse. Ключевые слова: концепт, языковая картина мира, море, поморы, концептуальный признак, дискурс. Keywords: concept, language picture of the world, sea, Pomors, conceptual sign, discourse. Цель данной статьи – смоделировать структуру и определить содержание концепта «Белое море» в поморском субэтническом языковом сознании, установить степень аксиологического осмысления данного концепта в поморской культуре и выявить лингвистические средства объективации концепта в лексикографическом дискурсе. В данном исследовании концепт рассматривается в рамках лингвокультурологического подхода, согласно которому концепт – это многомерное смысловое образование, в котором выделяются понятийная, образная и ценностная стороны (В. И. Карасик, С.Г. Воркачев); базовая единица культуры, ее своеобразный концентратор, сгусток культурной среды в сознании человека (М.Ю. Лотман) и элемент духовности носителей языка (С.Г. Воркачев) [1, 7], [3, 154]. Соответственно, концепт имеет ценностную составляющую, потому он базовая единица аксиологической картины мира. Представления поморов о Белом море в «Словаре поморских речений» К.П. Гемп вербализуются посредством следующих лексем: простор, ширь морская, волна, вода, воды, морюшко, море Белое, Морюшко, наше Белое, распрекрасное, рябь, взводни, волнышки, шторм, штормяга, батюшко, пролив [2, 280-306]. Анализ ассоциативных рядов, репрезентирующих парадигматические связи концепта «Белое море», позволили смоделировать структуру концепта в поморском субэтническом языковом сознании:
Механизмом актуализации концепта «Белое море» в лексикографическом дискурсе являются следующие средства концептуализации: паремии (Без моря помору не жить; неоглядно море наше Белое; Морюшко – любование наше), устойчивые словосочетания (Вся наша жизнь тут; взводень ходит; простор океанский; кормилец наш), оппозиции (друг, помощник – вражина; причина гибели – источник жизни), метафоры (морем живем; море вздохнуло; по морю живем; море – измена лютая), эпитеты (распрекрасное), лексико-семантические группы (широкий дальний путь, путь-дорога, обратный путь, пути), образные поля (батюшко - кормилец - друг - помощник), пословицы (Море – горе, а без него – вдвое). Структуры знаний, стоящие за средствами концептуализации: пропозиции (море – надежный, испытанный путь; море – естественное, единственное место обитания; море – источник средств к существованию), пресуппозиции (море – источник жизни; позитивное восприятие моря; море определяет уклад поморской жизни; море – аксиологема; море – символ изменчивости), мотивы (мотив моря как локализованности существования помора; мотив моря как пути), концептуальные признаки (антропоморфности, амбивалентности; неохватности, безграничности). Основополагающая пропозиция: море и поморы взаимодействуют. Таким образом, Белое море осмысливается поморами как антропоморфный образ, некий субъект, который проявляет активность (перемещается по вертикали и горизонтали, играет, выходит за пределы берега), выражает свое эмоциональное состояние (волнение, беспокойство, может сердиться, хмуриться, бодрствовать и спать и т.п.), издает звуки (свистит, стонет, рыдает, грохочет, завывает и т.п.), проявляет агрессию (лютует, ярится, дичает и т.п.), нежность, ласку; несет в себе собственный закон жизни, характеризуется непостоянством, непредсказуемостью. Море как объект характеризуется по отношению к свету (темное, светлое, ясень, блестит и т.п.), по отношению к температуре (прогревается, парит, ледяное и т.п.). Таким образом, особую специфику в плане содержания, структуры и аксиологического осмысления концепт «Белое море» получает в контексте поморской культуры, репрезентируя бытовой уклад жизни и ценностные установки данного этноса через особый культурный код: Белое море осмысливается как символ жизни: среда обитания, источник пропитания, некий эстетический идеал – олицетворение красоты и могущества природной стихии – и этический ориентир – духовная ценность на уровне подсознания. Все это детерминирует отношение к морю как к особой ценности поморов, необходимой для полноценной жизни. Море – не просто объект природы, вызывающий то восхищение, то страх, но смысл жизни (бытия) поморов. Поэтому данный концепт можно назвать социокультурным в силу особой значимости для социальной группы поморов. Литература:
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.