Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка

Для оценки качества потенциальных заемщиков также используются прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов. Данный анализ получил название «кластерный».

Он выражается формулой:

формула-2-бледных,          (2)

где Z – оценка банкротства;

ао и ai – некоторые параметры (определяются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо сумели удержаться в течение некоторого периода);

fj – факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (например, финансовые коэффициенты).

Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное количество обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.

Наиболее известными моделями «кластерного анализа» являются модели Альтмана и Чессера, М.А. Федотовой, Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова.

Недостатком первой модели заключается в том, что ее по существу можно рассматривать лишь в отношении крупных компаний, разместивших свои акции на фондовом рынке. К тому же модели Альтмана и Чессера не отражают особенностей экономики РФ. Именно поэтому были разработаны отечественные методики оценки финансового положения заемщика М.А. Федотовой, Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова.

Но при принятии определенной модели банком необходимо помнить, что она должна быть подходящей – и к определенной отрасли, и к определенным временным условиям. То есть наиболее эффективным будет создание банком собственной модели оценки вероятности банкротства и постоянное ее моделирование [3].

В целом же к недостаткам использования математических моделей относится:

– трудоемкость разработки методик, основных на собственном анализе;

– переоценка роли количественных факторов;

– высокая чувствительность к искажению исходных данных (финансовой отчетности и проф. суждению кредитного инспектора).

Данные недостатки нейтрализуются при использовании дополнительных методов оценки кредитоспособности заемщика:

– анализ денежных потоков;

– анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

– анализ делового риска.

Анализ денежных потоков – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде.

В основе метода лежит сопоставление оттока и притока средств у заемщика за период, соответствующий сроку ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней - в квартальном и так далее.

Разница между притоком и оттоком средств определяет величину общего денежного потока. Для анализа денежного потока берутся данные минимум за 3 года. Если клиент имел устойчивое превышение притока над оттоком средств, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости – кредитоспособности.

Колебание величины общего денежного потока, а также кратковременное превышение оттока над притоком средств говорит о более низком рейтинге клиента по уровню кредитоспособности. Наконец, систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя положительная величина общего денежного потока может использоваться как предел выдачи новых ссуд [1].

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности подходит для заемщиков с большой долей дебиторской и кредиторской задолженности и основан на предположении о зависимости состояния дел контрагентов заемщика и его кредитоспособности [1].

Деловой риск – риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах и затем они суммируются. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства [5].

Итак, вопрос, который следует рассматривать в первую очередь, – может ли клиент обслуживать кредит, то есть своевременно совершать взносы в счет его погашения. Это обычно предполагает детальное изучение следующих шести аспектов кредитной заявки: характер заемщика, способность к заимствованию, денежные средства, форма и размер обеспечения, конкурентоспособность фирмы и возможность получения достоверной информации (контроль). Все эти пункты должны быть удовлетворительными с точки зрения кредитора и соответствовать его кредитной политике. Для этих целей используют комплексные модели анализа, где возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Так, например, в практике банков США применяется правило шести «Си», в Англии - методики «PARSER» и «CAMPARI», заключающиеся в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых инструментов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом [4].

Оценка индивидуального риска на основе новых стандартов Базеля II происходит на основании следующих параметров:

– среднегодовая вероятность дефолта (Probability of Default, PD) и рейтинг за­емщика;

– экспозиция под риском (Exposure at Default, EAD);

– среднеожидаемая доля потерь средств в случае дефолта (Loss Given Default, LGD) [2].

Использование перечисленных выше российских и зарубежных методик оценки индивиду­ального кредитного риска возможно для оценки качества индивидуального кредитного риска корпоративных клиентов банка.

Литература

  1.      Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс [Текст] / И.А. Бланк. – 2-е изд., перераб. и доп.: - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 656 с.
  2.      Дзигоева Е.С., Рачков Р.В., Ивлиев С.В., Смирнов С.Н. Кредитные риски: сравнительный анализ подходов Базеля II по достаточности капитала [Текст] / Е.С. Дзигоева, Р.В. Рачков, С.В. Ивлиев, С.Н. Смирнов // Банковское дело. – 2008. - №9. – С. 70-77.
  3.      Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / СПбГФСУ. – СПб., 2007. – 155 с.
  4.      Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском [Текст]: учебное пособие / С.Н. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2007. - 332с.
  5.      Лещинская А.Ф. Оценка влияния кредитных рисков организации на эффективность финансирования на основе корреляционной модели [Текст] / А.Ф. Лещинская, А.В. Славянский // Финансовый менеджмент. – 2009. - № 5. – С. 92-102.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru