Особенности мотивации студентов во время обучения в вузе |
Страница 1 из 2 Кузнецова Альфия Рашитовна / KuznetsovaAlfiyaRashitovna – доктор экономических наук, профессор, кафедра организации и менеджмента, экономический факультет; Анкудимова Ксения Юрьевна / AnkudimovaKseniyaUrevna – студент, кафедра государственного и муниципального управления и права, факультет информационных технологий и управления Башкирский государственный аграрный университет, г.Уфа
Аннотация: в данной статье освещены вопросы мотивации студентов в период их обучения в ВУЗе. Обусловлена важность формирования студенческой мотивации, проведено исследование среди группы студентов, а также указаны мероприятия, способствующие повышению мотивации студентов.
Ключевые слова: студент, учебная деятельность, мотивация, потребности, мотивы. Keywords: student, learning activities, motivation, needs, motives.
Изменения, происходящие в наше время во всех сферах жизни человека, выдвигают высокие требования к качеству образования выпускников ВУЗов. Современный выпускник должен обладать профессиональными знаниями, умениями, навыками. Их получение – сложный и трудоемкий процесс, требующий от студентов больших физических и моральных усилий. Для того чтобы студент мог влиться в этот процесс и качественно и уверенно проходить его этап за этапом, ему необходима мотивация. При одной и той же потребности люди испытывают разные мотивы. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хенхаузер и др.) [3]. Согласно Ю.Н. Кулюткину, самостоятельность субъекта в учебно-познавательной деятельности проявляется в его способности сознательно и активно управлять процессом учения: ставить цели и задачи познавательной деятельности, планировать и организовывать ее, контролировать и оценивать эффективность. Не менее активная роль в управлении учебной деятельностью принадлежит учителю, который должен мотивировать учащихся к принятию целей учения [1]. Для практического изучения мотивации студентов был проведен ряд тестов среди студентов 3 курса, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». В тестировании участвовали 35 респондентов в возрасте от 19 до 21 года. Первым тестом для изучения мотивации была «Шкала оценки потребности в достижении», составленная Ю.М. Орловым. Мотивация достижения – стремление к повышению результатов своей деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Результаты проведенного исследования показали, что 37,1 % тестируемых (13 респондентов) имеют низкий уровень потребности в достижении, 5,7 % (2 респондента) – высокий уровень и 57,1 % (20 респондентов) – средний уровень. Чем выше уровень данной потребности, тем более человек настойчив в достижении своих целей, тем более он склонен сильно увлекаться работой, неспособен работать плохо, стремится сделать свое дело лучше, чем ранее. Как правило, такие люди показывают большее упорство при столкновении с препятствиями. Следующий тест – методика для диагностики учебной мотивации студентов. Ее авторами являются А.А. Реан и В.А. Якунин (модификация Н.Ц. Бадмаевой). Данный тест направлен на определение ведущего мотива учебной деятельности. При подсчете результатов учитывалось то, что по результатам тестирования у некоторых студентов было выявлено по два ведущих мотива. Интересен тот факт, что во взятой нами для исследования группе респондентов ведущим оказался мотив творческой самореализации (34,3 %, 12 респондентов), связанный с потребностью в творческом выражении себя в студенческой группе и в заявлении о себе как о самостоятельной личности. Результаты теста приведены ниже: Коммуникативные мотивы – 14,3% респондентов; Мотивы избегания – 14,3%; Мотивы престижа – 8,6%; Профессиональные мотивы – 28,6%; Мотивы творческой самореализации – 34,3%; Учебно-познавательные мотивы – 2,9%; Социальные мотивы – 14,3%. Завершающим стал тест, помогающий определить ведущие потребности личности, методологической основой которого служит теория мотивации Д. МакКлелланда. Данная теория рассматривает 3 группы потребностей: достижение успеха в целом, стремление к власти и тенденция к групповому признанию и уважению. При подсчете результатов здесь так же, как и во втором тесте, учитывалось, что у некоторых респондентов выявлено преобладание двух мотивов. В исследуемой группе преобладающей потребностью оказалась потребность к групповому признанию и уважению – 54,3 %. 40 % тестируемых испытывают потребность в достижении успеха в целом, 11,4 % - потребность в стремлении к власти. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.