Подходы к организации учебного процесса для иностранных граждан, имеющих высшее образование, на этапе предвузовской подготовки

 

I подход. В рамках основной части предметного курса осуществляется дальнейшее изучение терминологии и лексико-грамматических конструкций с параллельным восстановлением, закреплением и дополнением базовых знаний в собственно предметной области.

При переходе к изучению профильных дисциплин (математики, физики, информатики и др.) происходит сокращение объёма заданий на отработку грамматики по сравнению с вводной частью предметного курса (в т. ч. и из-за временных ограничений). Это место занимают задания предметного характера – решение задач. Другими словами, осуществляется изучение русского языка, научного стиля речи и специальной дисциплины - все объединяется в своеобразный комплекс. При этом сам предметный курс является выравнивающим, имеющим целью, при необходимости, довести уровень знаний иностранных граждан, преимущественно без высшего образования, до уровня знаний российских абитуриентов.

В то же время для иностранных граждан, имеющих высшее образование, нет необходимости выравнивать уровень базовых знаний, поскольку их цель – продолжать образование на более высоком уровне. Им, в первую очередь, необходим больший объём лексико-грамматических конструкций и терминов в области их научных интересов, их специальности.

II подход. Исключение из учебного процесса заданий предметной области, нацеленных на выравнивание уровня знаний предмета, переход к изучению методов, правил, принципов ведения научной работы. В частности:

  •            освоение и отработка навыков конспектирования на русском языке. Сюда могут быть включены задания на составление простого и развёрнутого планов адаптированного текста по изучаемой дисциплине, адаптированного и неадаптированного научных текстов из областей научного знания, смежных с изучаемой дисциплиной, со специальностями обучаемых. Также важным является обучение конспектированию «на слух», в частности, конспектирование лекций. Эти умения важны всем без исключения группам иностранных граждан – как без высшего образования, так и с таковым.
  •            составление аннотаций научных статей. Здесь процесс обучения также проходит этапы от составления аннотаций для простых адаптированных текстов и неадаптированных текстов по изучаемому предмету (математике, физике и др.) до составления аннотаций для неадаптированных научных текстов на примерах научных статей по специальностям обучаемых.
  •            реферирование научных статей. В этот блок возможно включение следующих заданий: составление классификации выбранных объектов на основе нескольких адаптированных текстов по изучаемой дисциплине; составление классификации выбранных объектов на основе нескольких неадаптированных текстов по изучаемой дисциплине; выделение для объекта главных характеристик, рассмотренных в нескольких неадаптированных научных статьях по выбранной тематике, с указанием вопроса, который не был озвучен, и обоснованием необходимости его рассмотрения.
  •            написание и публичная защита рефератов по темам из областей научного знания тех специальностей, по которым будут в дальнейшем обучаться иностранные граждане.

При таком подходе иностранные учащиеся, не имеющие высшего образования, не смогут поднять свой уровень знаний специальных дисциплин, но все группы иностранных граждан получают возможность более тщательно подготовиться к ведению собственно научной работы.

В текущем учебном году у преподавателей кафедры «Общетеоретические дисциплины» возникла необходимость корректировки как построения и содержания самого учебного процесса, так и методики его проведения, поскольку среди иностранных граждан, обучающихся на подготовительном отделении, большой процент слушателей имеет высшее образование. Таким образом, в настоящее время проходит апробация разных подходов к построению образовательного процесса для иностранных граждан.

Литература

 

  1. О мерах по совершенствованию предвузовской подготовки иностранных граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования РФ от 08.05.1997 № 866.
  2. Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. № 1304.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Подходы к организации учебного процесса для иностранных граждан, имеющих высшее образование, на этапе предвузовской подготовки
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru