ПОТЕНЦИАЛ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ |
Страница 2 из 2
Мы же предлагаем рассматривать инструментально-исполнительскую деятельность студентов как процесс, расширяющий возможности формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в условиях обучения в педагогическом вузе. При этом мы понимаем профессиональную культуру учителя музыки как социально обусловленную индивидуально-личностную систему, включающую ценностные ориентации субъекта в мире музыкально-педагогических ценностей, его личностные качества (направленность на музыкально-педагогическую деятельность, педагогические и музыкальные способности), профессиональную компетентность и профессиональный опыт, сочетающий педагогические и музыкальные аспекты, стремление к творческой самореализации в музыкально-педагогической деятельности, что в совокупности обеспечивает продуктивное межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса средствами музыкального искусства. В качестве структурных компонентов профессиональной культуры учителя музыки мы выделяем аксиологический, когнитивно-технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент определяет ценностно-смысловое ядро профессиональной деятельности педагога-музыканта и характеризуется ее согласованностью с системой профессиональных и личных ценностей; когнитивно-технологический включает систематизированные теоретические и процедурные знания в области музыкально-педагогического исполнительства, владение исполнительскими технологиями, индивидуальный опыт деятельности, интегрирующей музыкально-исполнительские и психолого-педагогические аспекты, что в совокупности позволяет успешно решать профессиональные задачи; личностно-творческий характеризуется способностью к активному использованию имеющегося инструментально-исполнительского опыта для продуцирования новых идей и способов профессиональных действий, одновременно мотивирующему собственное саморазвитие в творческом процессе. Поскольку в нашем понимании профессиональной культуры учителя музыки мы основываемся на представлении о ней как о механизме, обеспечивающем достижение профессиональных ценностей в процессе творческой самореализации личности, раскроем смысл терминов «самореализация личности» и «творчество». Понятием «самореализация личности» определяется степень выявления, развития и реализации личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей, жизненных планов [5]. Наибольшим потенциалом для раскрытия способностей, замыслов человека обладает творческая деятельность. Согласно большинству философских определений, творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, ранее не известного [4; 6; 7]. Вместе с тем, в русле философско-гуманистической парадигмы, ставящей во главу угла человеческую личность как самодостаточную ценность, значение творчества заключается не только в создании принципиально новых предметов, но и в развитии сущностных сил и способностей человека, в возможности его самореализации. Творчество человека проявляется в различных формах, одной из которых является художественное творчество. Считается, что художественное творчество, понимаемое в широком смысле как творчество «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной деятельности человека. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании и творческом исполнении произведений искусства. Таким образом, инструментальное исполнительство, являясь одним из видов художественного творчества, может считаться оптимальным средством формирования профессиональной культуры будущего учителя музыки как способа его творческой самореализации. С целью подтверждения данного тезиса обратимся к анализу функций искусства, одной из разновидностей которого является инструментальное исполнительство. Существуют примеры классификаций функций искусства по разным основаниям. Так, классификация М.С.Кагана построена на выделении четырех функциональных направленностей искусства – коммуникативной, воспитательной, просветительской, гедонистической [2]. Пример структуризации функций искусства, предлагаемый И.П.Никитиной, основан на выделении познавательной (когнитивной), экспрессивной (выражающей), оценочной и оректической (внушающей) функций в качестве основных [3]. В основе классификации Ю.Б. Борева лежит разделение функций искусства на «сущностные, собственно художественные, определяющие природу искусства» и «функции-дублёры», «дублирующие художественными средствами то, что по-своему делают другие сферы человеческой деятельности (наука, философия, мораль, футурология, педагогика, СМИ, гипноз)» [1, с. 232]. Проанализировав концепции названных авторов, в качестве основы для определения функций инструментально-исполнительской деятельности, имеющих значение для формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки, мы остановились на классификации Ю. Б. Борева. В соответствии с данной классификацией, сущностными функциями искусства являются эстетическая, гедонистическая и компенсаторная. Эстетическая функция искусства состоит в том, что оно формирует художественные вкусы, способности и потребности человека; ценностно ориентирует человека в мире; пробуждает творческий дух личности. Гедонистическая заключается в способности искусства приносить человеку эстетическое наслаждение, источником которого является мастерство художника, гармоничное единство совершенной художественной формы и содержания, свобода творческого выражения, радость сотворчества. Компенсаторная функция выступает самостоятельной формой гедонистической и направлена на поддержание внутренней гармонии человека. К числу не специфических («дублерских») функций относятся общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, художественно-концептуальная, функция предвосхищения, коммуникативная, информационная, воспитательная, внушающая [1]. Основываясь на данной классификации, мы заключаем, что в процессе инструментально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки открываются следующие возможности: формирование у студентов профессионально-ценностных ориентаций, музыкального вкуса, музыкальных потребностей; овладение обучающимися исполнительским мастерством как способом творческого воплощения профессиональных знаний, умений и навыков; приобретение ими знаний, касающихся способов организации инструментально-исполнительской деятельности в условиях общего образования и музыкального просветительства, и умений применять их в непосредственной педагогической практике; освоение будущими учителями музыки исполнительского репертуара, необходимого в профессиональной деятельности; пробуждение у них творческого духа через приобщенность к творчеству композитора, возможность сотворчества, собственного творчества и профессионально-творческого самовыражения в музыкальном исполнительстве; приобретение опыта свободного включения инструментального исполнения в занятия с детьми и опыта музыкально-художественной коммуникации как вида общения, в котором решение педагогических задач предполагает информационное взаимодействие субъектов с помощью музыкально-исполнительских средств. Таким образом, вышеизложенное дает нам основание считать, что процесс инструментально-исполнительской подготовки на музыкальном факультете педагогического вуза обладает большими возможностями для формирования профессиональной культуры студентов – будущих учителей музыки. Наше дальнейшее исследование связано с определением условий, при которых имеющиеся возможности должны перейти в реальность. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.