Проблемы и принципы образования взрослых |
Страница 1 из 2 Шамшина Ирина Геннадьевна / Shamshina Irina Gennad’evna – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий промышленного производства, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Аннотация: в статье обобщается накопленный в науке материал о системе образования для взрослых. Abstract: the article summarizes the lessons in the science of the material of adult education. Ключевые слова: образование взрослых. Keywords: adulteducation. Одна из многих проблем андрагогики выражается в противоречии между потребностью взрослых получить новое или расширить старое образование и архаичностью воззрений современного общества. На основе этого противоречия, как отмечает В.А. Исаев, развилось немало социальных мифов, таких как: – образование дается один раз и на всю жизнь; – учеба – дело малоприятное; – взрослым учиться неприлично – это унизительно; – взрослым учиться не нужно: общественное мнение ограничивает с помощью социального неодобрения деятельности людей, особенно в стадии поздней (свыше 60 лет) взрослости, вынуждая их вести определенный «приличный для этого возраста» образ жизни (помогать, но не более); – взрослые не могут успешно учиться в силу возрастных изменений, например, ухудшения памяти [2]. Развеивая эти мифы, автор опирается на высказывание известного французского деятеля в области непрерывного образования П. Ланграна о том, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависит от развития образования взрослых» [2, с. 11] и приводит следующие доводы: – в связи с высокой скоростью научно-технического прогресса специалисты должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотят отстать от жизни; – конечно, учеба – дело непростое и, часто, очень интересное. Учеба – обычное дело для любого живого существа. Человек каждый день встречает что-то новое и чему-то учится, за счет чего приспосабливается к изменяющейся среде; – в андрагогической модели обучения ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся – активен, он один из равноправных субъектов обучения; – продолжительность жизни человека изменилась – возросла с 30 лет в начале XIX в. до 70-75-85 лет – в XXI в. Состояние его здоровья улучшилось, благодаря достижениям медицины. Условия жизни населения изменились кардинально благодаря электричеству, водопроводу, канализации, современному транспорту и т.д. А архаичные воззрения на деятельность людей в определенных возрастах остались; – конечно, каждый возраст человека имеет свои характеристики и свои ограничения и болезни. Но вспомним, например, что третий этап научной карьеры И.П. Павлова начался, когда ученому минуло 80 лет. Результатом этой работы стала книга, названная «Условные рефлексы и психиатрия», которая считается выдающимся вкладом в психиатрию [2]. Отсюда, социальные мифы, существующие вокруг образования взрослых, – это просто мифы, считаться с которыми не стоит. Доказательством этому утверждению можно считать популярность андрагогики в мировом образовательном пространстве. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.