Родившиеся гражданами |
Кошенкова В.А. Аннотация: актуальность темы состоит в том, что институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства. Abstract: the relevance of the topic is that nationality has a dual social and legal role. On the one hand, citizenship is a means and a way to protect the rights of the individual, on the other - as an institution to protect the rights and interests of the state. Balance between these two aspects of the functional characteristics of citizenship is a reflection of an adequate balance between the interests and rights of the individual and the interests of society and the state. Ключевые слова: гражданство, история, СССР, Российская Федерация, правопреемство. Keywords: citizenship, history, the Soviet Union, the Russian Federation, succession. Проблема института гражданства, как общественно и юридически значимой категории в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. В свою очередь это связано и с тем, что современная цивилизация характеризуется невиданной в человеческой истории мобильностью людей, обусловленной разными факторами. Прослеживание масштабов влияния мобильности народа на социально-экономическое и демографическое развитие регионов и государств вселения (исхода), возможно лишь с истечением значительного временного периода. Таким образом, давать какую-либо оценку складывающейся ситуации в Российской Федерации на данный момент, возникшую в связи с конфликтом на украинской территории, считаю нецелесообразным и не представляющим полную картину реалий. Вспомним происходящие в 1989 г. межэтнические конфликты на территории республик, входящих в состав СССР, к примеру, таких как Азербайджан, Узбекистан, люди были вынуждены мигрировать в другие «спокойные» республики, входящие в состав СССР. Таким образом, в 1989 г. в Россию прибыли первые беженцы – 13,5 тыс. семей турок-месхетинцев из Узбекистана (из Ферганы) и свыше 30 тыс. армян из Азербайджана (из Сумгаита). Учитывая резкое увеличение численности вынужденных мигрантов, что приобрело закономерный характер, Правительство страны в декабре 1990 г. приняло решение создать Республиканское объединение по делам беженцев и вынужденных переселенцев в составе Министерства труда РСФСР, назначив председателем объединения заместителя министра труда РСФСР Ю.В. Рощина[1,567]. Государство было вынужденно принимать оперативные меры реагирования на складывающуюся ситуацию, однако с истечением времени стали видны масштабы проблемы и необходимые меры по трансформации органов, занимающихся данной проблемой. После распада СССР, в условиях дробления и получения государствами независимости, возник вопрос об определении круга «собственных» граждан для каждого государства. Избавление от единого союзного гражданства и ликвидации устойчивой правовой связи между гражданами новообразовавшегося государства и бывшим правовым статусом гражданина СССР. Гражданство – многосложное явление. Оно может быть национальным и двойным, федеративным и гражданством унитарного государства, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Проблемы гражданства привлекают во всем мире особое внимание. В первую очередь это объясняется тем, что институт гражданства является одним из неотъемлемых признаков государства. Без института гражданства нет независимого государства. С помощью гражданства государство решает вопросы политики, миграции, налогов, определяет круг лиц, на которых распространяются его юрисдикция и суверенитет. Анализ комплекса аспектов возникновения и эволюции института гражданства в СССР, позволяет заключить, что гражданство – явление, затрагивающее все аспекты жизни современного общества: международные отношения, социальную составляющую, экономику, демографию, региональную политику. Следовательно, возникает необходимость в построении правильной политики в сфере гражданства. При правильном направлении эта политика может оказать значительное влияние на многие важные процессы в обществе. Проанализировав основные формы внутригосударственного регулирования проблем гражданства можно установить, что они оказывают непосредственное воздействие на правовое положение индивидов и определяют возможность возникновения постоянно действующей социально-правовой связи между лицом и государством. Следовательно, поэтому и является одним из направлений совершенствования института гражданства именно изменение правового содержания основных форм внутригосударственного регулирования гражданства в соответствии с существующими социально-политическим условиям. Не стоит забывать о значимости и вкладываемом смысле в термин «гражданство», «гражданин» для каждого индивида и для государства. Институт гражданства, как правовое явление и категория, складывался не одно столетие. В теории и практике юриспруденции по этому вопросу в ходе научной дискуссии сложилось три основных мнения о его возникновении [2,20]. Сторонники первого мнения полагают, что уже в древних республиках Востока существовал институт гражданства. Вторая точка зрения сводится к тому, что понятие «гражданство» тесно связано с образованием и существованием античных республик, так как под этим термином понималось – правовое состояние личности, то есть античное гражданство. Наконец, третья точка зрения утверждает, что возникновение гражданства как государственно-правового института связано с эпохой буржуазных революций в странах Западной Европы [3,72; 3,47]. Соответственно, общепринятого определения в настоящее время не существует. В связи, с чем глубоко дискуссируется вопрос об использовании и интерпретации термина «гражданство». Вплоть до того, что возникла некоторая путаница, что в результате привело к искаженному представлению некоторых авторов о времени возникновения гражданства (подданства), которое связывается с возникновением государства права [4]. Однако каждая из этих точек зрения имеет под собой историко-правовые обоснования. В конце XIX – начале XX вв. российские мыслители заинтересовались вопросом правовой регламентации гражданства, объемом статуса иностранца и гражданина, проблемой первоначального установления гражданства (подданства). Эта проблема была поставлена и изучалась в научных трудах таких ученых, как Г. Еллинека, Г. Шульц, Н.М. Коркунов, В.М. Гессен и другие исследователи. Но основной проблемой стала – разработка содержания понятий «подданный» и «гражданин» и их соотношения. В.М. Гессен, полагал, что нет серьезных оснований для разграничения этих понятий. Утверждал: «Как гражданин, он участвует в парламентских выборах, или вчиняет судебный иск, как подданный, – он отбывает повинность и платит налоги» [5,128]. Вернемся к нашему времени и ситуации, которая не оставила равнодушным ни одного гражданина Российской Федерации. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Именно такими словами начинается Конституция Российской Федерации. Не стоит делать поспешных выводов, давать оценку масштабам дальнейшего влияния на социально-экономическое и демографическое развитие нашей страны. Однако и не стоит забывать то, что «нынешняя Россия призвана реально заместить Советский Союз и защитить права граждан, ставших после 1991 г. жертвами законодательства ряда бывших республик СССР, претендующих ныне на моноэтничность» [6,6]. Литература:
Теги: гражданами родившиеся |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.