Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического ВУЗа

Здор Е.В.1, Шабанов А.Г.2
1Здор Елена Васильевна / Zdor Elena Vasil'evna – студент, кафедра логопедии и детской речи Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства, г. Новосибирск;
2Шабанов Артем Геннадьевич / Shabanov Artem Gennadevich – старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии
Новосибирский государственный педагогический университет, Институт истории, гуманитарного и социального образования, г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье автором рассматривается роль профсоюзной организации в развитии студента педагогического ВУЗа.

Abstract: in this article the author examines the role of the trade union organization in the development of student teachers of the university.

Ключевые слова: профсоюзная организация, развитие, студент.

Keywords: trade union organization, development, student.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими профессиональными интересами по роду их деятельности. Одной из таких категорий граждан являются обучающиеся (студенты и аспиранты). Обучающиеся (студенты и аспиранты) объединяются в профсоюзы с целью совместными усилиями добиться наилучших условий учебы, вместе оценивать неправомерные действия администрации. Вступив в профсоюз, студент или аспирант становится членом организации, положение и права которой в обществе гарантированы Конституцией и другими законодательными актами РФ. В силу этого профсоюзная организация способна на законных основаниях представлять, отстаивать и защищать профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы и права обучающихся [4].

Профсоюзная организация обучающихся НГПУ входит в состав Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Поэтому обучающиеся могут быть уверены в том, что в случае необходимости их интересы будут представлены на самом высоком уровне, вплоть до федерального. В НГПУ наши представители входят в состав ректората, Ученого совета, Фонда социальной защиты студентов и аспирантов, комиссии социального страхования, участвуют в распределении путевок в профилакторий и на базы отдыха, а также материальной помощи.

Студенческие профсоюзы играют важную роль в самоуправлении и становлении личности студента как высококвалифицированного педагога. Сам по себе студенческий профсоюз является феноменом. Поскольку профсоюзы образуются по профессиональному принципу, а студенты – это не профессия, то в любом случае его «работа» – временная. Скорее всего, студенты – это социальная группа, объединенная для определенной цели – получить высшее образование. При этом не стоит забывать, что цели студентов одинаковы, но у каждого свой мотив [3, 18].

Основная задача профсоюзов – представление и защита интересов трудящихся (в нашем случае – студентов), и прежде всего, их социальных прав. Профсоюзная организация НГПУ реализует социально значимые проекты, такие как донорская акция «Ваш дар во имя жизни», конкурс «Лучший председатель профбюро».

Студенческие профсоюзы внесли и вносят ряд принципиальных предложений: о стипендиальном обеспечении, состоянии здоровья студенческой молодежи, о льготах на питание и о качестве приготовления, о создании условий проживания в общежитии, оздоровлении и летнем отдыхе студентов, трудоустройстве и другие вопросы. Этим занимаются председатели профбюро факультетов/институтов. Также в их обязанности входит:

  •  созыв собрания;
  •  организация работы профсоюзной группы в период между собраниями;
  •  встреча с первокурсниками и организация работы по приему новых членов в Профсоюз;
  •  доведение до студентов информации, полученной на собрании;
  •  работа с группами факультета/института и их профгруппоргами;
  •  участие в студенческом самоуправлении.
  •  квалифицированного работника, деятельность которого соответствует уровню и профилю конкурентноспособного вида труда;
  • компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных видах деятельности;
  • готового к постоянному карьерному росту;
  • социально и профессионально мобильному;
  • инициативного, предприимчивого;
  • способного к управлению собой в различных ситуациях профессиональной деятельности [3, 175].
  • ответственность;
  • мобильность;
  • занятие саморазвитием;
  • мудрость;
  • активность;
  • самоорганизованность;
  • умение выступать перед слушателями;
  • должен обладать умением смотреть на ситуацию с разных сторон;
  • заботливость;
  • внимательность;
  • порядочность;
  • организованность;
  • энергичность;
  • требовательность;
  • креативность;
  • идейность.

Б.М. Игошев [3] считает, что основная часть профессионального развития личности заключается в формировании:

Достижение всех этих целей предполагает не только усвоение студентами определенных знаний, но и развитие качеств личности. Среди студентов 1-2 курсов был проведен опрос на тему: «Каким должен быть председатель профбюро факультета/института? Какие качества личности ему должны быть присущи?»

Наиболее часто респонденты называли следующие характеристики личности:

Педагогические условия эффективного формирования у студентов умений профессионального саморегулирования, к которым относятся наличие возможностей для реализации студентами имеющегося у них социального нравственного опыта, востребованность проявления студентами в деятельности профсоюзной организации профессионально значимых качеств; реализация ситуаций педагогической помощи, сущность которой проявляется в готовности работников профкома к взаимодействию со студентами.

Деятельность студентов в условиях студенческой профсоюзной организации является процессом, который позволяет студентам реализовать свои возможности и осуществить процесс формирования умений саморегулирования. Общественные студенческие организации – естественный способ формирования у студентов качеств и умений, составляющих основу опыта профессионального саморегулирования. Деятельность профсоюза основана на идеологии самоуправления, эффективности влияния студенческой профсоюзной организации. Взаимосвязана с качеством диагностики личности студентов и наличием возможностей удовлетворения их интересов и потребностей, имеющих профессиональную значимость [2, 17].

На основе этого можно сделать следующие выводы.

Во-первых, профсоюзная организация основана на взаимопомощи, поддержки, добровольности, самодеятельности и т.п.

Во-вторых, выполняя функции председателя профбюро, студент реализует различные социальные роли: лидер, организатор, генератор идей, помощник, аниматор, человек, готовый оказать помощь студенту, оказавшемся в трудной жизненной ситуации.

 В-третьих, профсоюз дает возможность студентам участвовать в социальных практиках и становится для многих сообществом друзей-единомышленников.

В-четвертых, поскольку педагогический вуз является особенным, который готовит специалистов в системе «человек-человек», то студенческий профсоюз дает возможность активировать и развивать умения и навыки социального влияния и взаимодействия с другими [1, 22].

Таким образом, профсоюзная организация имеет большее влияние на развитие как личностных качеств студента, так и профессиональных качеств будущего педагога.

Литература:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. ACADEMA, 2009.  237 с.
  2. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: моногр / Б.М.Игошев.-М.: Гуманитар. изд. Ценрт ВЛАДОС, 2008.201 с.
  3. Роль профсоюзного движения в становлении личности студента: материалы открытой региональной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 9-10 декабря 2010г.). Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. 111с.
  4. Сайт ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Педагогический Университет»  www.nspu.ru. [Электронный ресурс]:URL: http://www.nspu.ru/life/profsouz/studenti/ob_sveden_profkom.php (Дата обращения: 28.03.2013).


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического ВУЗа
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru