Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов

Матошина Виктория Сергеевна / Matoshina Viktorija Sergeevna – студент;

Грудинина Светлана Александровна / Grudinina Svetlana Aleksandrovna – студент;

Иванова Виктория Валентиновна / Ivanova Viktorija Valentinovna– студент;

Терновик Анна Александровна / Ternovik Anna Aleksandrovna – студент,

Лесосибирский педагогический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск

 

Аннотация: в статье представлены результаты анкетирования первокурсников педагогического института, которое отражает определяющее влияние личности школьного учителя на выбор студентами профессии педагога.

Ключевые слова: выбор профессии, самоидентификация личности, учебно-воспитательный процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт (2012 г.), определяющий деятельность школы, указывает на особое значение школы в формировании личности учащихся, т.к. направлен на «обеспечение воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности...» Отношение учителей и учащихся определяют ту среду, в которой и происходит становление личности школьника, его развитие.

Анкетирование студентов 1-ого курса, обучающихся на филологическом и физико-математическом факультетах, было направлено на выявление мотивов, побудивших их выбрать профессию учителя. Следует отметить, что всего 20% первокурсников совершили свой выбор под влиянием учителя, преподававшего соответствующие предметы: «Русский язык», «Математику» и т.п.. Так, студент-филолог отмечает, что именно «учительница воспитала в ней любовь к русскому языку», «научила ее воспринимать текст в 3-х измерениях: читать написанное автором, видеть то, что складывается в тексте между строчек (композицией образов, соотношением мотивов), понимать сердцем то, что не всегда выражено в произведении словами, но что хотел сказать автор своим читателям».

Часть первокурсников (15%) выбрали профессию педагога, так как их учителя сумели многим из них заменить родителей: «Учитель физкультуры научил меня преодолевать волнение и страх перед состязаниями, достойно переживать свои поражения и радоваться победам. В его отношении к ученикам есть что-то отцовское, поэтому так спокойно было на его уроках, так доверительны были его беседы с нами». Или же: «Наша учительница ездила в Москву, а когда после возвращения пришла в класс, то вытащила из сумки коробочку, в которой находилась клюква в сахарной пудре и стала всех нас угощать со словами: «Как только увидела эту коробочку, сразу решила ее купить для своих деток». Вот так она к нам относилась». Или же: «Я всегда вспоминаю ее материнскую заботу обо мне, добрые глаза. К сожалению, она долго болела и умерла. Жаль, что Господь так рано забрал такого чудесного человека!»

10% опрошенных пришли в пединститут под влиянием педагогов, способствовавших личностному росту подростков, формированию их ценностно-смысловых установок: «Мой тренер по волейболу воспитывал в нас не только спортивный дух, силу воли, но и твердый характер. У нее всегда находились нужные слова, чтобы поддержать команду и настроить нас на победу. Она учила нас делиться радостью победы, и достойно переживать поражения».

Около 30% опрошенных первокурсников отмечали, что их учителя способствовали творческому развитию личности своих учеников: «Учитель личным примером прививал нам любовь к творчеству, а ведь он и сам великолепно играет на гитаре, поет в фольклорном вокально-инструментальном ансамбле. И после окончания школы мы продолжаем с ним общаться: он и сейчас – наш учитель».

Подобные анкеты целесообразно использовать на занятиях по педагогике, когда речь идет о подготовке студентов к педагогической практике [2], о их работе в качестве вожатых и воспитателей в детских лагерях, руководителей кружков [4] и объединений [3]. Поэтому так актуальна сегодня подготовка учителей, готовых осуществлять деятельностный подход в обучении учащихся. Педагогические вузы в рамках бакалавриата должны подготовить для современной школы педагогов, «способных создавать условия для творческого развития учащихся, владеющие не только отдельными технологиями, но имеющие прочный методологический фундамент своей деятельности» [1]. Чтобы подготовить такого учителя, соответствующего ожиданиям сегодняшних школьников, необходимо всесторонне развивать самих студентов, активно вовлекая их в различные виды внеурочной деятельности.

 Литература 

1. Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Коршунова В.В. Деятельностный подход в обучении будущих учителей начальных классов (прикладной бакалавриат).// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6;URL: www.science-education.ru/120-15787 (дата обращения: 09.12.2014).

2. Бахор Т.А., Яковлева Е.Н., Мазова О.Л. Чтение народных сказок как основа интеграционной образовательной деятельности в ДОУ.// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: www.science-education.ru/111-10095 (дата обращения: 09.12.2014).

3. Воронов В.А., Бахор Т.А. Историческое краеведение как фактор личностного развития учащихся (из опыта работы).// Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2014.- Т.20.- С. 4231-4235. URL: http://e-koncept.ru/2014/55110.htm. (дата обращения: 09.12.2014).

4. Поксыряева О.Н., Бахор Т.А., Зырянова О.Н. Культурно-досуговая деятельность как средство социализации детей группы риска и детей с ограниченными возможностями здоровья.// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. URL: www.science-education.ru/113-11094 (дата обращения: 09.12.2014).



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru