Социализация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра |
Жирова Ольга Петровна/ Zhirova Olga Petrovna – воспитатель, Государственное казенное учреждение города Москвы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Москва
Аннотация: для успешной социализации несовершеннолетних в обществе, реализации «трудных» подростков в рамках тех или иных социальных ролей в ГКУ СРЦ ЮАО г. Москвы внедряются эффективные формы работы на основе поддержки, сотрудничества и сплочения детей и взрослых. Abstract: for successful socialization of minors in society, the implementation of «difficult» teenagers in the framework of various social roles in MAS SRP SAD of Moscow implemented effective forms of work-based support, cooperation and cohesion for children and adults.
Ключевые слова: социализация, социально-педагогические услуги, положительная мотивация и активизация познавательной деятельности детей. Keywords: socialization, social and educational services, positive motivation and activation of cognitive activity of children.
Главной задачей социальной политики РФ являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности, согласно Конституции Российской Федерации [1]. Федеральный закон от 30 июля 2007 года № 120-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Статья 4. «Цели государственной политики в интересах детей» утверждает «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры» [2]. Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям. Однако не у всех детей имеется среда взаимопонимания в семье и наличие семьи как таковой. Многие дети, будучи выброшены из социокультурной среды, даже не задумывались всерьез о будущей профессии, о своих возможностях и способностях. Неудачное самоопределение и самореализация в их ближайшем будущем может стать серьёзной причиной многих психологических, жизненных проблем. Процесс социализации для таких несовершеннолетних особенно сложен. Социализация личности (socialization) в То есть многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [6]. В рамках Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации функционируют Социально-реабилитационные Центры для несовершеннолетних [3]. Особенности детского контингента, где чаще всего проходят курс реабилитации дети группы риска, и определяют содержание деятельности в СРЦ по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром, с семьей, ровесниками. В Социально-реабилитационном Центре, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013г. №442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», одним из видов услуг являются «социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организация их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей» [4]. Специалистами ГКУ СРЦ ЮАО проводится педагогическая реабилитация несовершеннолетних, включающая формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих. Большую роль в социальной реабилитации воспитанников Центра играет включение их в активную деятельность с целью формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Не случайно врач и педагог Корчак одну из важнейших задач разумного воспитания видел «в развитии в детях стремления к самовоспитанию, в привитии навыков самопознания, самообладания и самостоятельности». При создании воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в детском обществе и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми [5]. Однако, при наличии традиционного подхода в воспитательно-реабилитационном процессе в СРЦ мотивация на участие в какой-либо деятельности у детей и подростков категории группы риска крайне низкая. У 80% воспитанников, проходящих реабилитацию в СРЦ, не сформированы нравственно-этические нормы, активная гражданская позиция, ограничен круг потребностей и интересов, наблюдается низкий уровень развития саморегуляции, самостоятельности. У 30% подростков главная причина реабилитации в Центре – отсутствие взаимопонимания с родителями, 23% воспитанников в возрасте от 11 до 18 лет по каким-либо причинам самовольно оставили семью. Воспитанники, не имеющие сформированной учебной мотивации, негативно, с предубеждением относятся к посещению школы, уроков, к участию в коллективных мероприятиях в Центре. Многие из них имели сложившийся отрицательный опыт и испытывали социальное отторжение со стороны взрослых и сверстников, имеют нарушенную неустойчивую самооценку и склонны к саморазрушительному поведению, стоят на «скользком» жизненном пути, не имея мотивов к самосохранению. Это дети и подростки группы риска, проблемы которых заключены в нарушении внутрисемейных межличностных эмоциональных связей и детско-родительских отношений; в том, что им пришлось пережить серьезные эмоциональные травмы и тяжелые личностные потери, требующие особого внимания специалистов Центра с целью успешной социализации. Заинтересовать сотрудников и воспитанников, главным образом, из категории группы риска в совместном проведении мероприятий, дающих позитивный результат, удалось при реализации проекта «Город Успешных и Позитивных» в 2014 году. Воспитанники и взрослые в тесном взаимодействии планировали мероприятия, социальные акции, праздники, встречи и разрабатывали ход их реализации на основеПрограммы соуправления. При этом в каждом воспитаннике формировалась позиция растущего человека как самостоятельного и ответственного, в ближайшем будущем готовящегося к самоопределению. Таким образом, позитивная установка и полученный опыт коллективной деятельности в результате участия детей и подростков в совместных проектах – это путь к успешной социализации несовершеннолетних в будущем. Литература 1. Конституция Российской Федерации.- М.- Праксис, 2011г. 2. Федеральный закон от 30 июля 2007 года № 120-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 4. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» 5. Януш Корчак. Избранные педагогические произведения. М., «Педагогика»,1979. 6. Социологический словарь. Социализация личности. [Электронный ресурс]: |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.