Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания

Эвристический аспект этой идеи раскрывается в метафоричности, поскольку в основе метафоры лежит операция сравнения, а сама метафора часто представляет собой «скрытое сравнение» (М.В. Никитин) [там же, c. 114], «Современное значение метафоричности не может не ассоциироваться с методом, в основе которого – анализ, синтез и сравнение» [там же, с.280].

Итак, мы предлагаем ставить во главу угла процесса познания поиск единства и дополнения противоположностей, априорно допуская, что у тезиса единства и борьбы противоположностей также существует «антитезис» называемый нами «законом единства и дополнения противоположностей». Функция истины в данном контексте – в поиске и нахождении стержневого понятия (явления), соединяющего в дополнении противоположные сущности в пространстве реального многополярного мира. Критерием истинности выступает полифункциональность найденного «стержневого» определения по отношению ко всем возможным контрагентам. Понятие (явление), отвечающее данному критерию, называется нами «стержневой истиной», а способ достижения такого понятия – «методом познания стержневой истины».

Наряду с концептом истины огромный интерес философов во все века вызывал концепт движения. Аристотель подразделял движение на шесть видов: «возникновение, уничтожение, уменьшение, увеличение, качественное изменение и смена в пространстве», и, выделяя качественное изменение, пояснял, что «почти при всех испытываемых нами состояниях или при значительном (огромном) их большинстве нам приходится подвергаться качественному изменению, не принимая участия ни и одном из других видов движения» [9,стр.38]. В XVIII веке утвердилось понимание движения как способа существования материи (Толанд, Гольбах и др.). В дальнейшем, неизбежно расчленяясь и многократно уточняясь, содержание концепта движения принципиально не менялось, видимо, вследствие того, что под каким бы углом зрения оно ни рассматривалось, за основу для логического анализа всегда бралось материальное, «видимое» проявление движения. Сегодня априорно исследованным и эмпирически проверенным и понятным является «движение материи», а не «движение вообще», проявление которого чаще всего принято называть «случайностью» или «совпадением».

Категория «случайности» в единстве с категорией «необ­ходимости» также рассматривались в различных философских школах, в основном с позиции наличия или отсутствия цели при возникновении жизненных ситуаций. Аристотель в этой связи подразделял «случайное» и «самопроизвольное», полагая, что случайность происходит в основном в сфере человеческой деятельности, так как здесь есть возможность выбирать и принимать решения. Ни неодушевленные вещи, ни животные, ни ребенок, по мнению Аристотеля, ничего не делают случайно, потому что они не обладают способностью выбора. Значит, случайность возникает только лишь когда имеется выбор, сознание [там же, стр.41]. В то же время Аристотель указывает, что «истоки свойств явлений быть иными содержатся в противо­положности. Если нечто в себе противоположно, то оно может быть иным, то есть случайным» [там же, стр.38]. По мнению восточных перипатетиков «необходимость возникает неизбежно, постоянно и выражает внутренние, сущностные, устойчивые и повторяющиеся отношения предметов. Для нее характерна однопорядковость, однозначность, она только такая, а не иная. Случайными же являются вещи, явления, которые происходят не всегда, редко, ибо случайность обусловлена внешними, несущественными причинами, и возникает преимущественно в пересечении различных событий. Она, в отличие от необходимости, неожиданна и неоднозначна. Платон, отвергая всякую возможность логического поиска причин случайных явлений, понимает случайное как «хаотическое, неупорядоченное, нецелесообразное, или в отдельных случаях, как и философы востока, толкует случайность как перечисление независимых причинных рядов» [там же, стр.29]. В настоящее время научная мысль подошла к проблеме сообщения категории «случайности» онтологического статуса. Корни такого подхода можно найти еще в эмпиризме XVII веке. Б.Паскаль создал трактат под названием «Математика случая», заложивший основу для создания в будущем теории вероятностей. Сегодня «случай» изучается в форме вероятности, стохастичности, а теория вероятностей определяется как наука, изучающая закономерности случайных явлений. Под случайным событием (явлением) понимается такое событие, которое при реализации определенного комплекса условий может произойти, а может не произойти. В то же время «случайные события, как они понимаются в теории вероятностей, обладают рядом характерных особенностей, в частности, все они происходят в массовых явлениях» [там же, с.10-11].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru