Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних |
Ипатова Марина Вадимовна / Ipatova Marina Wadimovna - логопед, ГБУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается процесс организации работы по логопедической коррекции детей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: этапы, инструментарий, образовательная часть. Ключевые слова: речевые нарушения, логопедическая работа, диагностико-прогностическое слежение, коррекционно-развивающее направление логопедической работы, коррекционно-развивающее обучение. Целью логопедического воздействия в условиях СРЦ является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду. В нашей работе используются: - «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной); - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина); - Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной). Коррекционно-образовательный процесс организован с учетом психофизического состояния детей (повышенная утомляемость, низкая работоспособность). В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи: - диагностика уровня сформированности разных сторон речи; - выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи; - углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности; - изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития; - выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах; - констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы; - адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик; - составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы; - логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре. Основные направления коррекционной работы: Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребенком, имеющим нарушение речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей. На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма).
Iраздел. Диагностика представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и предусматривает использование: - методики обследования внимания, памяти, мышления; - методики логопедического обследования; - наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи; - речевой карты, позволяющей провести анализ результатов. Первичную диагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2 - 3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья. ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки более дифференцированного речевого заключения. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Ее использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект. По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации — ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях социального консилиума, которые проводятся каждые 3 месяца. Следующая диагностика проводится через 3 месяца с целью внесения коррективов в индивидуальный коррекционный маршрут.Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты динамического наблюдения воспитанника», в которую заносятся все результаты диагностики для предстоящих консилиумов. IIраздел. Коррекция Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на мини-подгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой — группы в целом. Логопедическая коррекция в условиях СРЦ осуществляется через: а) индивидуальные и б) подгрупповые занятия. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФНР. На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. IIIраздел. Консультирование Включает в себя: - работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов; - работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях. Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально- и личностно-значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность. Литература 1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с. 2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. -- М.: МГОПИ, 1993. - 72 с. 3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. - М.: Альфа, 1993. - 103 с. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.