Ценностное воспитание личности в поликультурной среде

Николаева Лариса Васильевна /NikolaevaLarisaVasiljevna – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт;

Слепцова Галина Николаевна / Sleptsova Galina Nikolajevna – старший преподаватель, кафедра иностранных языков по гуманитарным специальностям, институт зарубежной филологии и регионоведения,

ГОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Аннотация: в статье говорится о сложностях социокультурной ситуации в современном обществе и необходимости воспитания у подрастающего поколения ценностных установок толерантности. Большое значение имеет распространение идей «Декларации принципов толерантности»,консолидация усилий педагогических учреждений, семьи, общества в воспитании ценностных установок личности. Педагоги должны владеть методами формирования у учащихся представлений об универсальных гуманитарных ценностях и правах человека. В статье сформулированы рекомендации по организации работы педагогов по ценностному образованию обучающихся в преемственной связи «детский сад – школа – вуз».

Abstract: difficulties of a sociocultural situation in modern society and need of education of younger generation valuable installations of tolerance are discussed in the article . Distribution of ideas of «The declaration of the principles of tolerance», consolidation of efforts of pedagogical establishments, families, societies in education of valuable installations of the personality are of great importance. Teachers have to own formation methods at pupils of ideas of universal humanitarian values and human rights. Recommendations about the organization of work of the teachers by valuable education who are trained in a continuity «kindergarten – school – higher education institution» are formulated in the article.

 

Ключевые слова: толерантность, декларация принципов толерантности, ценностное воспитание, поликультурная среда, основа мира, диалог культур.

Keywords: valuable education, polycultural society, tolerance, tolerance formation, society, respect, understanding, coordination.

Современные процессы глобализации ведут не только к прогрессивным изменениям, но и к негативным проявлениям, межэтническим конфликтам, часто встречающимся в повседневной жизни. Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В настоящий момент в трансформирующемся поликультурном российском обществе проблема формирования толерантности особенно актуальна. Единственно разумной идеологией и политикой современных государств является принцип толерантности. Актуальным во все времена, а особенно в наше время, является воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, которое мы относим к ценностному воспитанию. Это – сложная задача.

Главная трудность заключается в том, что сплошь и рядом в средствах массовой информации, в новостях дети видят примеры насилия, военных действий, терактов, в фильмах демонстрируется насилие. Даже детские игры, особенно компьютерные игры, основаны на ситуациях насилия, власти силы. В этих условиях сложно воспитать толерантного человека с твердыми моральными убеждениями.

Большое значение для осознания детьми, подростками и молодежи сущности толерантности имеет ознакомление с Декларацией принципов толерантности, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. Не все учащиеся и студенты знают о Декларации, поэтому нужно всемерно распространять содержание этого документа. Устав Организации объединенных наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущее поколение от бедствий войны… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» [1].

Ценностное воспитание требует включенности всей системы образования и участия всего общества. При разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место. Это могут быть специальные курсы по формированию толерантности, кружки, клубы, фестивали, включение данной проблемы в планы воспитательной работы и др. Очень важно объединение усилий социальных институтов (детские сады, школы, вузы), родителей и общественности в ценностном воспитании молодого поколения. Воспитывать негативное отношение к культу силы, агрессии, войн и конфликтов [3].

Учебно-воспитательная работа по формированию ценностных убеждений толерантности должна быть системной, хорошо продуманной, опиралась на региональный компонент. Начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях толерантность как личное качество, практику поведения и социальную обязанность. Воспитание толерантности предполагает формирование у обучающихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям и социальным конфликтам. Важно, чтобы дети с ранних лет впитали в себя такие качества, как уважение и интерес к представителям других народов и культур, принятие различий, норм и правил общения с ними, способность понимать других, при этом сохраняя свою индивидуальность. Необходимо учить детей быть открытыми, доброжелательными, учить основам человеческого общежития, отказа от насилия, способности искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.

Таким образом, укоренение в образовательных учреждениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности – значимый вклад образования в развитие культуры мира на Земле.

Литература

1. Бэтти Э.Р. Толерантность – дорога к миру / Э.Риэрдон Бэтти. – М.: ЮНЕСКО, 2001. – 203 с.

2. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина. – Москва: Пед. общ. России, 2004. – 234 с.

3. Николаева Л.В. Проблемы воспитания толерантности личности в поликультурной среде// Воспитание поликультурной личности: проблемы, поиски, решения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Якутск, 14 мая – 19 мая 2012). – Якутск: АГИКИ, 2012. – С141-154.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Ценностное воспитание личности в поликультурной среде
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru