Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности |
Страница 3 из 4
Наблюдения показали, что задания проблемного характера, типа «предложите, выберите, подберите, исключите, зачем, почему, с какой целью, дайте характеристику…» и тому подобные способствуют активизации мыслительно-познавательной деятельности студентов. Исследования показали, что подавляющая часть студентов проявляет интерес к выполнению творческих заданий, имеющих профессиональную направленность. Например, для студентов, обучающихся по специальности «Строительство» на самостоятельную работу предлагаются такие проблемные задачи: Задача 1. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок и стены кухни: побелить мелом или известью, покрасить масляной или водоэмульсионной краской, эмалью, или оклеить клеенкой? Решение. Для приготовления пищи в большинстве случаев используется природный газ – смесь метана, этана, пропана, бутана, содержащего примеси сероводорода и в качестве одорантов – меркаптаны. При их сгорании образуются оксид углерода (IV), пары воды, оксид серы (IV): СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О Н2S + 3О2 = 2SО2 + 2Н2О Кроме того, при приготовлении пищи в воздух кухни попадают разнообразные химические соединения. Все эти загрязнители воздуха адсорбируются пористыми материалами – штукатуркой и в меньшей степени бетоном. Если кухня побелена мелом, то карбонат кальция вступает во взаимодействие, например, с оксидом серы (IV). Возможность такой реакции доказывается сравнением констант диссоциации угольной и сернистой кислот (КН2СО3 = 4,5·10-7; К Н2SО3 = 1,6·10-2) и произведений растворимости карбоната кальция и сульфита кальция (5·10-9 и 1,3·10-8 соответственно). В результате выделяется углекислый газ и его концентрация в воздухе помещения увеличивается. Побелка гашеной известью, напротив, способствует химической очистке воздуха, так как гидроксид кальция вступает во взаимодействие с вредными веществами: Са (ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Са (ОН)2 + 2 SО2 = Са (НSО3)2 Водоэмульсионная краска образует воздухопроницаемую пленку, не препятствующую адсорбции газов штукатуркой, а масляная краска и эмали – воздухонепроницаемую. Клеенка или моющиеся обои с полимерным покрытием также полностью исключают газообмен между штукатуркой и воздухом помещения. Кроме того, полимерные материалы в процессе старения подвергаются деструкции, особенно быстро этот процесс протекает на кухне, где постоянно повышенная температура и влажность. Продукты деструкции – «осколки» полимерных молекул попадают в воздух помещения, усиливая загрязнения. Таким образом, в порядке убывания гигиенических свойств материалы можно расположить так: известь – мел – водоэмульсионная краска – масляная краска – эмаль – клеенка. Задача 2. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую, сухую погоду или в дождливую, влажную? Решение. Минералогический состав наиболее распространенного портландцемента такой: 3СаО·SiO2 - 45-65%, 2 СаО· SiO2 - 10-25%, 3СаО·Al2O3 - 4-12%, 4 СаО·Al2O3 ·Fe2O3 – 1-15%, CaSO4·2Н2О – до 5% Бетоны – смеси цемента, воды и различных наполнителей. При смешивании порошка цемента с водой получается раствор, в котором происходит образование гидратов основных компонентов цемента: 3СаО·SiO2 + 2Н2О = 2 СаО· SiO2·Н2О + Са(ОН)2. Процесс взаимодействия цемента с водой можно разделить на две стадии: образование коллоидного раствора и последующая его кристаллизация, приводящая к повышению механической прочности бетонной массы. Основной химический процесс, происходящий при схватывании бетона – гидратация. Поэтому все работы по бетонированию нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду. Быстрое испарение воды препятствует нормальному протеканию гидратации и последующей кристаллизации. Вот почему технология строительных работ предусматривает смачивание бетона водой при его застывании. Следовательно, бетонировать дорожки на даче всегда предпочтительнее в дождливую погоду. Для студентов, обучающихся по специальностям «Агрономия» и «Почвоведение и агрохимия» на самостоятельную работу предлагаются такие проблемные задания: |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.