Возможности развития экологической культуры через работу с электронной картой

Махрова Марина Леонидовна / Mahrova Marina Leonidovna – кандидат географических наук, доцент,

кафедра химии и геоэкологии;

Зебарева Мария Александровна / Zebareva Maria Alexandrovna – студент,

 кафедра теоретической физики и информационных технологий в образовании;

Тесевич Анастасия Андреевна / Tesevith Anastasia Andreevna – студент,

кафедра аналитической физики и информационных технологий в образовании,

институт естественных наук и математики, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова,  г. Абакан

 

Аннотация: в работе представлены методические приемы работы с электронной картой, которые направлены на развитие экологической культуры школьников при изучении темы «Африка» в седьмом классе, а так же отражены результаты их внедрения на базе МБОУ СОШ №1, г. Абакана в 7 «Б» классе.

Abstract: this paper presents the methodological techniques for working with e-cards, which are aimed at the development of ecological culture of students in the study of the theme «Africa» in the seventh grade, and also reflects the results of their implementation on the basis of secondary school №1 MBOU Abakan 7 «B» class.

Ключевые слова: экологическая культура, познавательные универсальные учебные действия, методический прием, электронная карта.

Keywords: environmental Culture universal cognitive learning activities, methodical approach, electronic map.

 

В последнее время все большее внимание уделяется развитию экологической культуры, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации [1]. Развитие экологической культуры осуществляется через экологическое воспитание и образование. Знания и навыки, необходимые для развития экологической культуры, учащиеся получают через предметность экологии и на предметах естественнонаучного цикла. Реализация экологического образования осуществляется через различные методы и технологии, а так же с помощью множества средств.

Развитие экологической культуры на уроках географии может обеспечиваться через формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД), которые создают возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. В ФГОСе они раскрываются как система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска и совокупность операций по обработке, систематизации и обобщению полученной информации. Таким образом, овладевая ПУУД, учащиеся формируют в себе умения и навыки, необходимые для развития экологической культуры. Одним из средств формирования ПУУД могут стать современные картографические материалы.

Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе доказывает несомненные достоинства этого средства обучения. Основное преимущество данных карт – это мобильность, так как при работе с электронной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, упрощать карту, делая ее более наглядной, наносить, а также эффективно использовать иллюстрированный и текстовой материал. Другой важной особенностью является способность изменяться в процессе эксплуатации, вбирая в себя новые сведения о событиях и явлениях, что позволяет данному виду карт оставаться всегда актуальными.

Для формирования представлений о закономерностях экологического пространственного размещения, биоразнообразии и уникальности объектов природы мира на уроках географии в седьмых классах при изучении темы «Африка» были разработаны 4 методических приема работы с электронной картой: анализ географического конспекта, задание на соответствие, работа с контурной картой и работа с таблицей.

Анализ географического конспекта как методический прием работы на уроке направлен на развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. Особенностью использования данного приема при работе с электронной картой является то, что географический конспект накладывается на карту, тем самым образуется географическая привязка объектов и процессов, о которых идет речь. Не случайно данный прием выбран при изучении темы «Особенности природы Африки», так как он очень наглядно и доступно позволяет отразить особенности и закономерности процесса климатообразования, а так же рассмотреть закон широтной зональности.

Выполнение заданий на соответствие способствует структурированию знаний учащихся, позволяя закрепить уже полученные знания и на основе их осмысления самостоятельно получить новые. Основной задачей географической карты на уроке «Население и страны Африки», является наглядное отображение тех закономерностей расселения населения, которые учащиеся выявляют самостоятельно

Работа с контурной картой в основном направлена на закрепление географической номенклатуры, но разработанный прием совмещающий работу с контурной и электронной картой направлен на развитие умения построение логической цепочки рассуждений. Осуществляется это по средствам предложенной для решения задачи. Учащимся дается 7 вспомогательных предложений на основе информации, с которых они должны распределить страны Северной Африки на контурной карте.

Работа с таблицей при изучении темы «Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия» направлена на развитие умения выбирать основания критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Учащимся предлагается самостоятельно распределить, странны в колонки таблицы. Кроме того предложенная дополнительная информация позволяет им сделать самостоятельный вывод о неравномерности размещения населения в регионах.

Апробация проекта проходила на базе МБОУ СОШ №1, г. Абакан в 7 «Б» классе. После апробации данных приемов, несмотря на краткосрочность их применения, был получен положительный результат: двое учащихся повысили свой уровень с низкого уровня на уровень ниже среднего. Уровень сформированности ПУУД школьников определялся с помощью методики субъективной оценки уровня развития познавательных УУД (авторы Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М).

Литература

  •      Савенок А.Ф. Основы экологии и рационального природопользования. Москва: Сэр-Вит, 2004, 287 с.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Возможности развития экологической культуры через работу с электронной картой
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru