Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина) |
Поксыряева О.Н.1, Цариненко Т.А.2 Аннотация: в статье рассматривается жанровое своеобразие сказок В.Гаршина. Выявляются лейтмотивы, характеризуются герои, определяются символические детали, фольклорные традиции. Abstract: the authors consider in the article the genre originality of fairy tales of V.Garshin. They identify the keynotes, characterize heroes are determine symbolic items, folk traditions. Ключевые слова: народная сказка, авторская сказка, романтический герой, персонаж, притча, аллегория. Keywords: folk tale, the author's tale, a romantic hero, character, parable, allegory. Сказки Гаршина представляют собой органичное соединение авторского замысла с фольклорными мотивами и образами, определяющее жанровую природу этих произведений. Сказка «Аttalea princeps» написана в традициях романтизма. Пальма воплощает присущее романтическим героям стремление вырваться из ограниченного мира оранжереи, напоминающей тюрьму. Размышляя о сокрытом смысле названия этой сказки, В. Федотов указывает: «в философском значении princeps означает − «основное правило», «руководящее положение», в военном значении — «первые ряды», «передовая линия» [5]. Исследователь считает, что в названии сказки содержится указание на сюжетообразующее событие: пальма обречена на смерть, что никоим образом не уменьшает величия подвига тех, кто – в первых рядах. Такое прочтение соответствует жанрам «песнь», «гимн», «слава». Это утверждение «опровергается» фольклорным контекстом сказки, противопоставляющим свое и чужое пространство. Пальма хочет покинуть привычный мир оранжереи, считая его тюрьмой, но ничего не знает о том мире, к которому стремится. Так она оказывается в чужом пространстве, враждебном для героини, что в целом характерно для народных сказок, вспомним, хотя бы сказку «Колобок» [4]. Обретая свободу, пальма погибает. Сказка «То, чего не было» воссоздает атмосферу идейного спора собравшихся на поляне животных: улитки, навозного жука, ящерицы, гусеницы, кузнечика, размышляющих о смысле жизни, о величине мира. И этот спор заставляет нас вспомнить спор растений в оранжерее («Аttalea princeps»), участники которого выясняют, что нужно для жизни. Как и пальма, все герои этого произведения погибают: кучер Антон нечаянно наступил на них. В этой сказке проявляется характерная черта произведений, генетически связанных с фольклором: бытующие в устной форме фольклорные тексты часто становятся ключевыми для понимания авторских произведений [1]. Для сказки «То, чего не было» эту функцию выполняет имя кучера, обозначающее «вступающий в бой», «противник» [6, 44]. Как показывает читательский опыт каждого из нас, в сказке, особенно близкой народной, ничего случайного не бывает [3]. Семантика имени Антон, как нам кажется, исключает случайность действия кучера: гибель собравшихся на полянке животных объясняется тем, что каждый из них остается верен только своей точке зрения, отказывается слушать другого, тогда как все в мире взаимосвязано. Образу прекрасной пальмы близок образ лягушки из сказки «Лягушка – путешественница». И хотя героиня не погибла, а упала в другое болото, она, как и пальма, не сумела осуществить свою мечту. Поверхностное объяснение произошедшего (директор оранжереи не хотел далее надстраивать колпак над пальмой; лягушка стала хвастаться и открыла рот, выпустив прутик), усиливает реалистичность изображаемого Гаршиным, но никак не объясняет притчевость его сказок. Вспомним, что художественная деталь в сказках о животных способствует воплощению народного мировоззрения. Так, в сказке «Лисичка со скалочкой» у лисички не случайно оказывается скалочка, т.к. функция этого предмета – «преображение мира», который лиса хочет «изменить его по своему замыслу» [2]. И у лягушки не случайно во рту оказался прут, воплощающий горизонтальную связь низа и верха. Она тоже хочет изменить мир: уравнять болото и небо. Так фольклорная основа (утверждение естественного природного порядка) вступает в противоречие с героизацией романтической личности, противостоящей своему окружению, снижает ее. На наш взгляд, именно фольклорное начало преобладает в сказках Гаршина, лишая их однозначного прочтения: его притчи превращаются в философские аллегории, предполагающие соответствующий комментарий. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.