Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика

 

Во-вторых, деятельность с необходимостью включает в себя не только субъекта с его сознательной преобразующей активностью (внутреннее), но и объектный мир (внешнее), «втянутый» в эту активность. Практика – это вся тотальная совокупность необходимых субъектных и объектных условий и структурных элементов этой активности. Поэтому для Маркса человек – это не только вещь, обладающая самосознанием и ограниченная пределами своего собственного тела, но действительная неразрывность субъектной и объектной сторон практики. Таким образом, человек, по Марксу, – это экзистенциально-духовное существо, способом существования которого является общественная сознательная преобразующая деятельность (праксис), и которое сущностно представляет собой конкретно-историческое единство субъектно-внутреннего (тело и психика) и объектно-внешнего (природа, культура, общество, мир символов) бытия, обнаруживающее себя в общении, общественных отношениях.

В этом смысле человеческое существо становится человеком только в человеческом обществе, так как представляет собой совокупность всех общественных отношений, в которое оно вступает в процессе своей жизнедеятельности. Это значит, что человек есть «губка», активно впитывающая в себя свои отношения с окружающим миром. Каковы эти отношения – таков и человек.

Но в зависимости от общественных условий, в которых живут конкретные индивиды, общественные отношения между субъектом и внешним миром других людей и предметов могут выступать либо в подлинной, либо в неподлинной формах.

Подлинность человеческого праксиса означает, что между двумя сторонами деятельности – субъектом и внешним миром – существует гармония, которая внутренне, экзистенциально переживается субъектом как наслаждение, удовольствие от совершения самого акта деятельности. Такую – подлинно человеческую, соответствующую понятию человека форму праксиса Маркс называет самодеятельностью [Selbstbetätigkeit]. Наслаждение, которое имеет в виду здесь Маркс, – это не простое чувственное наслаждение, которое испытывает и животное. Напротив, Маркс подчеркивает, что в подлинной, т.е. свободной творческой деятельности наслаждение может быть только человеческим. Маркс пишет: «поскольку человек человечен, а, следовательно, и его ощущение и т.д. человечно, постольку утверждение данного предмета другими людьми есть также и его собственное наслаждение» [4, с.616]. Речь здесь идет о том, что субъекту доставляет удовольствие созерцание наслаждения другого: повар наслаждается тем, что приготовленная им пища доставляет наслаждение другим; музыкант испытывает радость оттого, что его музыка вызывает эстетическое наслаждение у слушателей; рабочий испытывает наслаждение потому, что кто-то наслаждается использованием вещи, которую сделал он; учитель радуется, а значит, также испытывает удовольствие, от того, что ему удалось своим уроком заинтересовать учеников. Когда он видит, что глаза детей загорелись интересом, то он действительно испытывает блаженство. То же самое можно наблюдать и у маленьких детей, особенно из бедных семей: ребенок, сделавший из пластилина фигурку, дает ее другому ребенку, и действительно радуется, наблюдая, как тот наслаждается подарком.

Именно такая деятельность, которая доставляет наслаждение другим, а тем самым, и мне самому, и называется у Маркса подлинно человеческой. Только в ней человек действительно чувствует себя человеком.

Неподлинность же человеческого бытия, с точки зрения Маркса, коренится в тех социальных условиях, когда имеет место отчуждение, т.е. такое состояние, в котором внешний мир противостоит человеку как мир враждебный, чужой, чуждый. Основой отчуждения, по Марксу, является частная собственность на средства производства. Когда рабочий производит предмет, то он вкладывает в него самого себя, опредмечивает в нем свою собственную экзистенцию; но в условиях частной собственности этот предмет принадлежит не рабочему, который его произвел, а владельцу средств производства – капиталисту. Поэтому, когда рабочий, например производящий хлеб, приходит в магазин, то он вынужден покупать тот хлеб, который он сам произвел. Он начинает зависеть от предмета, который является продуктом его труда. Поэтому вещь становится враждебной человеку, в то время как в действительности она должна воплощать в себе самого этого человека, и тем самым, доставлять ему удовольствие от ее изготовления и использования.

В силу же того, что продукт человеческого труда становится отчужденным, то и сам этот труд отныне не доставляет субъекту никакой радости. Напротив, он приносит только утомление, раздражение и внутреннее опустошение, ибо отчужденный труд оказывается бессмысленным. Между субъектом и объектом вклинивается враждебное «общение», а значит, они перестают нормальным (гармоничным) образом взаимодействовать, а потому и возникает страдание, утрата человеком самого себя, т.е. возникает ситуация бесчеловечности: человеческому существу становится противно выполнять свою деятельность, т.е. реализовывать свой человеческий способ бытия.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика