Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика

 

      Программа марксистской критической педагогики реализуется по всему миру (особую популярность она имеет в Индии, Венесуэле, странах Латинской Америки и даже в США) и имеет своим центром The Institute for Education Policy Studies. В рамках критической педагогики разработаны и апробированы весьма интересные и эффективные педагогические методики, посредством которых дети из бедных и богатых, белых и черных районов и стран интериоризируют в структуры своего сознания толерантность, стремление к справедливости и ненависть к бесчеловечности (в марксовом понимании этого понятия). Основой такой критической педагогики является идея, что образовательный процесс не должен быть подавлением, т.е. ребенок в образовательном процессе не рассматривается в качестве некоторой пассивной tabula rasa, которая активно и репрессивно наполняется учителем «знаниями и умениями». Напротив, ребенок берется, с одной стороны, как изначально социально и культурно «наполненная» личность, с другой, в процессе обучения элиминируется дихотомия «учитель–ученик», что, в свою очередь, детерминирует ощущение ребенком своей человечности, со-участности, исключая ощущение и действительное бытие ученика в качестве «вещи для репрессивной манипуляции». П. Фрейре хочет, чтобы педагоги мыслили в категориях учитель-студент и студент-учитель, т.е. учитель, который учится и ученик, который учит, – и такая модель должна играть базисную роль в образовательном соучастии (classroom participation) [12].

       К сожалению, в России даже среди педагогов-марксистов, не говоря уже о сторонниках других направлений, работы этой школы фактически неизвестны.

      Подводя итог предпринятому разысканию, можно сделать следующие выводы: философско-антропологические идеи К. Маркса о человеке как предметно-практическом и социальном существе могут быть продуктивно использованы (и уже используются) в педагогике. В первую очередь это касается двух базовых концепций Маркса.

      Во-первых, это теория интериоризации, согласно которой, человек, будучи совокупностью всех общественных отношений, в которые он вступает в своей жизни, формирует свое сознание и свое социальное поведение в зависимости от этих отношений. Следовательно, чтобы ребенок сформировался здоровой и продуктивной личностью, родителям и педагогам необходимо создавать такие условия, в которых бы общественные отношения носили подлинно человеческий характер, но не абстрактный, а практически-действенный.

Во-вторых, – и это представляется нам наиболее важным для педагогики – Маркс, в отличие от разного рода отвлеченных «гуманистов», показывает, каковы должны быть подлинно человеческие условия существования. Если человеческая сущность – это свободная сознательная деятельность, развертывающаяся в отношениях субъекта с внешним, объектным миром, то подлинной человеческой эта деятельность будет только тогда, когда между субъектом и объектом, миром, в котором воплощается человек в своей деятельности, не будет никакого конфликта, не будет дисгармонии и отчуждения. Такая деятельность экзистенциально распознается очень легко: мы получаем удовольствие от ее совершения. Только создание условий, при которых люди будут свободно наслаждаться своей собственной деятельностью, и даст «гуманизм». Все остальное – только лишь лицемерные разговоры о «человеке», скрывающие радикально бесчеловечную действительность.

Поэтому, в свете изложенных антропологических идей К. Маркса, задачей педагогики является создание таких условий, в которых воспитательный и образовательный процессы будут носить не отчужденный характер, в которых дети не будут испытывать неприязни к обучению, а, напротив, образование будет доставлять и педагогам, и детям подлинно человеческую радость. Думается, что ориентация педагогов в своей повседневной деятельности на эти идеи К.Маркса позволит изменить ту негативную ситуацию, которая сложилась в российском образовании в последние десятилетия. Марксистская педагогика в этом плане имеет вполне продуктивные перспективы.

Литература

     1. Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. Философская антропология Карла Маркса. Екатеринбург, 2007.

     2. Sayers S. Why work? Marx and human // Science & Society. – Vol. 69. No. 4, October 2005. P. 606-616.

     3. МарксК. Тезисы о Фейербахе // МарксК., ЭнгельсФ. Соч. Т. 3. М., 1955. С.3.

     4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

     5. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. М., 1968.

     6. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. М., 2000.

     7. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1961.

     8. Fromm E. The Influence of Social Factors in Child Development (1958) // Yearbook of the International Erich Fromm Society, Vol. 3. Münster: LIT-Verlag, 1992. Р. 163-165.

     9. Mayo P. «In and Against the State»: Gramsci, War of Position, and Adult Education // Journal for Critical Education Policy Studies. Volume 3, Number 2 (October 2005).

     10. Kincheloe J. L. Critical Pedagogy. 2nd Ed. New York: Peter Lang, 2008.

     11. McLaren P. Life in Schools: An Introduction to Critical Pedagogy in the Foundations of Education. Allyn & Bacon, 2002.

     12. Aronowitz S. Paulo Freire's radical democratic humanism. In P. McLaren & P. Leonard. (Eds.), Paulo Freire: A critical encounter. NY, 1993.





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика