Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика

 

В контексте рассмотренного выше учения Маркса о человеке, мы можем хотя бы в первом приближении указать на то, каковыми должны быть условия, в которых сможет сформироваться здоровая, неотчужденная, продуктивная и подлинно человеческая личность.

В первую очередь для Маркса эти условия не должны содержать бытийной основы отчуждения – частной собственности на средства производства. Уничтожение частной собственности, отчуждения и возвращение к свободной деятельности (в отличие от вынужденного труда) приводит к освобождению человека как родового, общественного существа. И это освобождение, согласно Марксу, формирует условия для всестороннего развития человеческой личности. «Подобно тому как благодаря движению частной собственности, ее богатства и нищеты – материального и духовного богатства и материальной и духовной нищеты – возникающее общество находит перед собой весь материал для этого образовательного процесса, так возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека» [4, с.594].

Во-вторых, эти условия должны быть таковыми, чтобы люди, действующие в них, могли осуществлять подлинно человеческую деятельность, которая выше была определена как свободная деятельность, от совершения которой люди получают удовольствие. Здесь важно подчеркнуть, что радость, удовольствие, о котором говорит Маркс, для подлинно человеческой деятельности оказывается имманентным, а не внешне положенным свойством, детерминированным, скажем, положительной оценкой за ответ на уроке, высоким уровнем заработной платы, вульгарным наслаждением, пьянством, брюхонабивательством или сексом. Во всех таких случаях «радость от деятельности» – это извращенная, искалеченная, неподлинная радость, ибо деятельность в таком случае оказывается средством для чего-то другого, чего-то внешнего. Только сам процесс совершения деятельности может доставлять подлинное удовольствие и удовлетворение.

 Такой деятельностью, по преимуществу, является хобби, в котором целью является не достижение какого-то внешнего результата, а получение удовольствия от самого осуществления деятельности. Маркс считает, что подобный характер может носить любая человеческая деятельность, в том числе и деятельность образовательная, как для педагога, так и для ученика.

Создав такие условия в рамках образовательного процесса, мы дадим возможность появиться здоровым, человечным людям. Более того, такая задача сегодня стоит весьма остро. Хотя условия социального бытия сегодня в нашей стране действительно бесчеловечны, тем не менее, в структурах отчужденного праксиса постепенно созревают механизмы, посредством которых можно преобразовать бесчеловечность в гуманные отношения. Речь идет вовсе не революции, а о том, что, изменяя повседневные структуры социальности, создавая на каждом конкретном предприятии, в каждом конкретном дворе, в каждом конкретном учебном классе условия, в которых люди бы получали удовольствие от своего труда, мы привнесем гуманизм в непосредственность человеческого присутствия. Гуманистическая революция должна начинаться не в сферах высокой политики, а в повседневном существовании и общении людей.

Гуманистическая педагогика в этом смысле должна ориентироваться не просто на абстрактные рассуждения о «человеке как таковом», а в непосредственной практике привносить человечность в межличностные отношения, исключая из них отчуждение.

Эти педагогические идеи, в скрытой форме содержащиеся в философии К.Маркса, сегодня развивают интеллектуалы, сгруппировавшиеся вокруг журнала Journal for Critical Education Policy Studies (JCEPS, Великобритания), который ориентируется на практическое изменение механизмов преподавания в школах, в которых обучаются дети рабочих, эмигрантов, национальные меньшинства и т.д. При этом подход этих авторов и практиков ориентирован в первую очередь как раз-то на изменение повседневных структур в рамках образовательного процесса, изменений, которые бы позволили сформировать нерепрессивную личность, способную адекватно оценивать своё социальное положение и противостоять тоталитарной несправедливости современного капиталистического общества [9].

      Большой интерес представляет практическая деятельность в области образования, предпринятая с марксистских позиций П.Маклареном, который является одним из основных вдохновителей и архитекторов критической педагогики (critical pedagogy) [10]. Его книга «Жизнь в школе» (частично переведенная на русский язык) [11] международным советом, собранным Московской школой социальных и экономических наук в 2004 году была названа одним из 12 наиболее значительных сочинений в области педагогической теории, политики и практики.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика