Индукция и дедукция в педагогической системе

Лубенко Владимир Васильевич / LubenkoVladimirVasilievich– кандидат педагогических наук, директор,

 ГУ «Подростково-молодежный центр «МАИ»», г. Санкт-Петербург;

Алаторцева Вера Николаевна/ AlatorcevaVeraNikolaevna– педагог,

Студия воспитания искусством, Подростковый клуб «Сокол»,

г. Саратов, филиал МАИ г. Санкт-Петербург

 

Аннотация: в авторской школе В.В. Лубенко «Малая академия искусств» реализуются авторские развивающие программы. Данная теоретико-практическая статья поднимает проблему соотношения «транслирующей педагогики» и «педагогики творчества» через соотношение логико-философских категорий индукции и дедукции в педагогических когнитивных технологиях.

Ключевые слова: индукция, дедукция, логический инструмент «педагогики творчества», логический инструмент «транслирующей педагогики».

Проблема соотношения индукции и дедукции, получения нового знания и трансляции уже готового хорошо известна в логике еще со времен Аристотеля. Она становится актуальной каждый раз, когда в науке происходит «практический поворот», например, при смене парадигм на рубеже Ренессанса и Нового времени, когда, в связи с ростом эмпирических открытий, дедукцию и силлогизм как метод познания критиковали не только все философы-эмпирики (индукция была знаменем эмпиризма), но и рационалисты, например Декарт [4, 10]. Бэкон в своем знаменитом «методе пчелы» стремился соединить индукцию и дедукцию [1], но в этом пункте остался не понятым современниками.

Сейчас в философии – теории науки, логике и теории убеждения [6,7] – в связи с новым «практическим поворотом», связанным с методологической мозаичностью, полипарадигмальностью современного научного пространства [5], и, следовательно, обновлением категориально-аксиоматической сетки, проблема также широко обсуждается, но вот в такой практической науке как педагогика, не рассматривается. Этому есть объяснение. В содержании образовательных программ педагоги транслируют готовое знание («транслирующая педагогика»). Дедукция является одной из основных форм изложения готового (заранее подобранного) учебного материала и усвоения его учащимися. В «транслирующей педагогике» она играет большую роль в становлении логического мышления, способствует развитию умения учащихся использовать уже известные знания и приобретенные навыки при освоении новых знаний и навыков, получаемых на уроке. И хотя в инновационных процессах образования, в становлении личностно-ориентированного образования декларировались многие подходы, связанные с творчеством –педагогика сотрудничества, педагогика творчества и другие подобные педагогики, никто не обратил внимание на то, что этот вопрос тесно связан с теорией индукции, на то, что индукция (выведение детьми нового знания) – логический инструмент «педагогики творчества». Детское творчество как бы «зависло» вне когнитивной сферы. С разделением естественно-научной и гуманитарной областей ему обозначено место в последней и практически нет доступа в естественную область. Мы полагаем, что это не правильно и что соотношение дедукции и индукции в обучении обеспечит наиболее полноценные знания и умения в любой области.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Индукция и дедукция в педагогической системе
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Индукция и дедукция в педагогической системе