Индукция и дедукция в педагогической системе

Примеры из практики уроков 

Дисциплина: Художественный труд (4 класс), тема – «сосуды» (исследуются функция, форма и суть сосуда, понятия «мужчина» и «женщина»).

Педагог делает введение. «Мы сегодня как первооткрыватели, будем исследовать, как появился первый сосуд. Что могло заменить человеку сосуд в те далекие времена, когда сосудов еще не было? Что было первой чашей, тарелкой, сосудом для человека?? Что должно было быть главной функцией или что должны уметь все сосуды? Что в человеке сосуд? Вы слышали о сердечно-сосудистой системе человека? Что это такое? Что в природе похоже на сосуд? Чашечки цветов, листья, гриб, гнезда птиц, русла рек (что дети сами вспомнят и назовут) Делаются выводы о функции как закономерности формы, которая похожа на сосуд (дети сами называют варианты) - держит, собирает, сохраняет, бережет… Итак, что же такое функция сосуда? Что будет с существом, если функция его не выполняется? Какие сосуды не выполняют свои функции? Почему это происходит? (они могут быть красивые, но не держат жидкость). А если говорить о человеке [метод аналогии], какие бывают причины, когда человек не выполняет своей функции? (Лень, рассеянность, суета, незнание, что он человек). Может ли человек понять себя, изучая сосуды, узнать что-то новое о себе?

Первой темой СТИ является тема «человек и животное», направленная на выяснение функции (призвания) и особенности человека, на формирование мотивации к учению, познанию и другим качественным особенностям человека в отличие от остального животного мира. Здесь запланированы вопросы для связи с первой темой: Как животные пьют, едят? Может ли птица или какое–то животное создать сосуд? 

Дисциплина: Литература (1-4 класс), анализ литературного произведения.

Пример 1. Тема размышлений: Совершается поступок, каковы его причины? Мы обращаемся к прошлому, к «истории», к истокам. Что побудило человека совершить данный поступок? Кто папа и мама поступка? Собираются факты как неслучайности, как «следы», ведущие к истоку, то есть к началу. Что предшествовало поступку? Какая причина? Проводятся аналогии, постоянно работая приемом поиска взаимосвязей и методом обратной взаимосвязи. Исследуются характер поступка, его место в жизни самого человека, для других людей, для мира природы, Вселенной. Размышляем и рисуем точками. Их форма, цвет, размер движение, композиционное размещение в формате дают возможность сделать вывод, увидеть общее (поступок) в конкретном (то есть какой это поступок) и конкретное – в общем, то есть целое видеть частью, а часть – целым. Так возникает живое восприятие, не теряется жизнь форм за абстракциями, но появляется умение абстрагироваться в точку и объективно (с позиции закономерности, общего) посмотреть на жизненные события. Идет тренинг образно-логического мировоззрения.

Пример 2. Актуальными для детей являются сказки, рассказы, притчи. Во втором классе мы рассказываем сказку Е. Пермяка «Самое страшное». «Если будешь обижать всех вокруг, будешь…», конец не назывался, детям нужно было самим проанализировать и ответить на вопрос, что же последует за таким поведением. Сначала отвечают поверхностно, но потом Дети выходят на то, что самое страшное – остаться одному, то есть разрушается единство с миром. 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Индукция и дедукция в педагогической системе
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Индукция и дедукция в педагогической системе