Индукция и дедукция в педагогической системе

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Это движение нашего мышления от известных в науке теорий, положений к частному, единичному, от общих суждений (общих правил, законов) к частным утверждениям. Это логический способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих [11,12]. Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) – есть логическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Это движение нашего мышления от частного к общему, от частных (эмпирических) фактов и положений к общим теоретическим выводам, к некоторой гипотезе (общему утверждению), которая носит вероятностный характер. Это основной метод формулирования гипотез и научных открытий [там же].

Открытие – один из основных результатов уроков по методике СТИ (подробное изложение в [2], а также [8,9]). Индукция – основной логический инструмент открытия. Открытия у детей формируются и формулируются в результате разработанных в СТИ организационно-педагогических средств: подбора материала, организации урока, наводящих вопросов, проблемных ситуаций, заготовленных педагогом или импровизация по ходу урока. В организационно-педагогические средства входит стержневой тематический план. Цель такой организация учебного процесса – стимулировать и инициировать открытие (обобщение, какое-то целостное видение, закономерность) из частных наблюдений учеников, из их непосредственного повседневного опыта, их размышлений и высказываний. Учитель не делает вывод урока, он создает педагогические условия, чтобы вывод сделали дети.

Перечислим основные эпистемологические предпосылки открытия в педагогике СТИ. Метод СТИ «есть триединый метод познания мира [8, с.58], где первый метод – «все есть одно, и все познается через все» [там же] – это общий универсальный принцип. Можно сказать, что это – принцип аналогии и подобия, так хорошо известный в логике. «…Раз мир един, то это значит, что все «части», из которых состоит мир, каждая в отдельности, есть ни что иное, как «представитель» единства множеств в данном конкретном явлении» [там же, с.63-64]. Отсюда вытекает следствие: определенная функция целого присутствует в каждой части целого и определяется по принципу аналогии (системный подход).

Второй метод триединого метода познанияэто метод «двойных обратимых излучений интеграций» [там же], или метод синтеза образного и логического. «Интеграция образного в логического, чувственного в разумное, метод воздействия чувства на разум и разума на чувств» [2]. Раскроем его через категории индукции и дедукции.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Индукция и дедукция в педагогической системе
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Индукция и дедукция в педагогической системе