Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения

В настоящее время наблюдается нарастание позитивных тенденций спроса на военное образование со стороны абитуриентов и их родителей. Однако в качестве ключевого мотива, как правило, выступает не патриотический долг перед родиной, а стремление родителей оградить своих детей от тлетворного влияния социального окружения. Вполне очевидно, что побудительный мотив рационален, но не всегда определяет адекватную ответную реакцию самого обучаемого. Возникает определённый диссонанс между проектируемым будущим молодого человека и его собственным мировоззрением, жизненными и нравственными принципами. Иными словами, неопределённость начального этапа профессиональной ориентации сказывается на дальнейшей судьбе человека, степени его деформации.

В этой ситуации военные учебные заведения выступают в виде институтов вторичной социализации, в которых отрицательные качества молодых людей (например, агрессивность и стремление к опасностям) трансформируются в социально приемлемые потенции, полезные для социума. При этом деструктивное начало нейтрализуется и, в конечном итоге, обесценивается в сознании курсантов в ходе учебного процесса, посредством интенсивной профессиональной подготовки: прыжков с парашютом, выполнения различных нормативов, упражнений в учебных аудиториях, на стрельбищах, полигонах, учебно-тренировочных центрах [1,с. 86].

Таким образом, весь спектр проблем, сопутствующих «входящему во взрослую жизнь» человеку целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

а) несоответствие мотивации индивида целям и задачам, поставленным перед военнослужащими Вооружённых Сил России;

б) диспропорции между ожиданиями молодого человека и его способностями;

в) ограниченные коммуникативные возможности личности вследствие ограниченных контактов, слабого представления о роли и значении информационного саморазвития, низких навыков обработки и интерпретации информации и др.

Очевидно, что корректировка внутренних механизмов саморазвития личности процесс длительный и кропотливый, зачастую не демонстрирующий сиюминутных результатов, но являющийся обязательным элементом в образовательной и воспитательной сферах деятельности военных учебных заведений. Поэтому следует уделить особое внимание эффективности методов и инструментов воздействия на сознание курсанта за период нахождения в стенах вуза и его дальнейшей успешной адаптации в военном коллективе и общественной социализации. Рассмотрим ключевые принципы подготовки военнослужащего адекватного современным реалиям социально-экономической и военно-политической ситуации в России и мире.

Первый принцип указывает на то, что в современных условиях внешних геополитических, экономических вызовов военная сфера нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач образования на формирование дополнительных навыков и умений в творческом (креативном) и нестандартном мышлении. Более того, создавая условия для развития таких качеств, общество получает индивида способного формулировать обоснованные (здравые) суждения касательно как внутренней (внутриколлективной), так и внешней среды. Данная задача решается при последовательном применении различных методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности в ходе процесса адаптации к военной службе, которая, в свою очередь, рассматривается как комплекс двух взаимозависимых направлений: адаптация к служебным обязанностям (функциональной загрузке) и адаптация к коллективу.

Следует отметить тот факт, что вопросы адаптации военнослужащих не нашли широкого отражения в научной литературе в виду сложности изучения этого феномена. Несмотря на активные процессы формирования открытого общества, военная сфера по-прежнему закрыта для научных исследований. Имеются отдельные работы учёных, представляющие научно-практический интерес. Различия в адаптации курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном вузе исследовали Д.А. Тимофеев и  М.А. Цвигайло [2,с.288]. Современное представление об адаптации личности к деятельности, а также значимость личностного адаптационного потенциала для успешной адаптации курсантов вузов МВД к учебно-служебной деятельности в своих трудах рассматривает С.В. Здорова [3,с.78]. Особенности адаптационного процесса курсантов вузов МЧС России и его связь с задачами педагогической поддержки каждого курсанта в образовательном процессе нашли отражение в работах Е.И. Пустоваловой [4,с.175].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru