Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения

Согласно выводам А.В. Кравца, проводившего опрос офицеров Новосибирского гарнизона в 2006 г. (N= 395 человек), процесс социальной адаптации в ходе обучения в военном институте состоит из двух этапов. Первый этап начинается с момента поступления и заканчивается к третьему курсу. Он представляет собой процесс усвоения обучаемыми норм и ценностей военного института. Когда они усвоены и приняты, курсант продолжает обучение, в противном случае он уходит из военного института. Второй этап начинается с третьего курса и продолжается в процессе службы, когда обучаемые взрослеют, начинают планировать своё будущее, ориентируются больше на внешние факторы. Основное влияние на данном этапе оказывает социально-экономическая система. Если его устраивают те правила и преференции, которые предлагает государство, наступает интериоризация ценностей и норм, и процесс социальной адаптации проходит успешно. В противном случае после выпуска молодой офицер увольняется либо сразу, либо по окончанию действия первого контракта [8,с.165].

Впрочем, следует оговориться, что первый, не всегда позитивный опыт первичной адаптации, характеризует так же негативно самого курсанта, поскольку выделенное для этого время, порой, не позволяет человеку познать самого себя и соответственно принять обоснованное решение о дальнейшей службе. Поэтому вероятно предполагать о качественных «потерях» Вооружённых Сил России в связи с отказом части молодёжи от дальнейшего профессионального развития, ведь часто в качестве базовых причин называются вполне естественные и решаемые проблемы.

Так респондентам задан открытый вопрос «Укажите три наиболее существенных проблемы, с которыми Вы столкнулись в начале своей офицерской карьеры?» В результате факторного анализа были выявлены такие проблемы как высокие служебные нагрузки, связанные с ненормированным рабочим днём, выполнением ненужных задач и в нереальные сроки, неуважением и безразличием со стороны начальников. Также имели место слабые навыки работы с подчинёнными, низкий социальный статус профессии, материальный фактор и низкая степень социальной защиты. Все это снижает процесс социальной адаптации и оказывает значительное влияние на принятие решения об увольнении из войск [9,с.138].

Таким образом, третий принцип формирования эффективного воинского коллектива заключается в создании благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности (выполнения служебных задач) в отсутствии жилищно-бытовых проблем, вследствие чего военнослужащий (в данном случае офицер) имеет возможность максимально использовать свой внутренний потенциал. Для конкретизации этого вывода автор статьи инициировал исследование факторов, затрудняющих процесс адаптации выпускников военных вузов. Был проведён опрос путём анкетирования выпускников Тюменского военно-инженерного института в 2013 г. (N=185). Обработка данных осуществлялась при помощи пакета прикладных программ SPSS Statistics.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru