Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения

Четвёртый принцип определяет общие границы подготовки специалиста к межличностному взаимодействию, т.е. формирования таких способностей, которые способствовали будущему офицеру достигать максимального эффекта при выполнении боевой задачи, не апеллируя к неопределённости и неполноценности информации из внешней среды. Учитывая же уникальность каждой социальной группы (коллектива), а также неповторимость условий, в которых осуществляется деятельность команды (взвода, роты, полка и т.д.) профессионально подготовленный офицер обязан использовать не только свой багаж знаний, но и генерировать собственные методы воздействия на подчинённых.

К сожалению, существующие программы военного обучения не предусматривают формирование умений креативного мышления, выработку у будущих офицеров инициативы и ответственности, умений рассчитывать риск. Не отрицая необходимости знания основополагающих правил, принципов и закономерностей ведения боевых действий, командирам, тем не менее, в бою приходится полагаться, в том числе, на свою сообразительность и интуицию и, как показывает опыт Великой Отечественной войны, наибольшего успеха добивались именно такие командиры.

Подводя итог аналитической работе, автор отмечает, что по сравнению с исследованиями, проведёнными в 2006 г. А.В. Кравцом, проблемы статуса профессии и социальная защищённость военнослужащего перешли в разряд второстепенных. Беспокоит тот факт, что по-прежнему офицеров преследуют отсутствие перспектив, неустроенность материально-бытовых и жилищных условий; приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей, заниматься побочными видами деятельности в ущерб основной работе. В целом, необходимо отметить, что несмотря на положительную динамику адаптационных процессов в среде молодых офицеров,  кадровая ситуация в армии остается острой.

В целом опрос показал, что 27,8 % выпускников оценивают свои приобретённые знания и умения в институте на «хорошо» и 66,7 % на «удовлетворительно». При этом произвести в короткие сроки инженерно-тактические расчёты сумеют лишь 60,3% выпускников, организовать и провести занятия с личным составом – 58,2%, а 48,8% обладают навыками полевой выучки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потенциал военного института реализован лишь частично. В современных условиях курсанты должны получить такие знания, которые давали бы им возможность в самые короткие сроки освоить военную специальность. Учитывая тот факт, что концепция ведения военных действий и военная техника кардинально меняются в течение 5–10 лет, будущий офицер должен уметь учиться и самостоятельно овладевать знаниями.

Фактически навыки и умения, заложенные в учебном заведении, в дальнейшем активно влияют на дальнейшую профессиональную деятельность. Проведенный анализ системы обучения курсантов в военном институте показал, что среди трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации к условиям военного вуза, наибольшую значимость имеют совмещение учебы и службы; условия учебы с обязательной самоподготовкой; специфичность и содержание преподаваемых дисциплин. В самый сложный период обучения (первый курс) происходит становление личности будущего офицера, формируется его стрессоустойчивость. Нельзя не согласиться с выводами И.Ю. Чигриной о том, что первоочередной задачей командиров, воспитателей и педагогов является помощь курсантам в прохождении этого сложного периода адаптации оперативнее и успешнее [10,с.72]. 

Проблема повышения уровня и качества образовательных услуг в военной сфере любого государства мирового сообщества в любые исторические периоды являлась объективно актуализированной, определяющей поиск способов и средств приведения образования в соответствие с требованиями среды. С одной стороны, этот поиск затруднялся стремлением подвести научную базу (научное обоснование) под структуру и содержание передаваемых знаний и, следовательно – постоянное «отставание идейной компоненты» от динамично изменяющихся условий общественных отношений. С другой стороны, отчётливое представление о невозможности учёта всей совокупности факторов влияния, в т.ч. в связи с ростом значения человеческого фактора в определении тактических целей и задач.

Уровень и степень сложности (доступности) базовых знаний должны корректироваться с большей гибкостью в соответствии с уровнем первоначальной подготовки обучаемых, поступающих в высшие военные учебные заведения. В России до настоящего времени присутствует «размытость» понятия «базовые знания» и, как следствие, корректируется весь структурный комплекс образования (происходит смена государственных стандартов, без возможности временной оценки качества образовательных продуктов), обладающий к тому же неповоротливостью и косностью. Ввиду этого формирование адаптационного механизма у офицеров происходит неоднородно. Действенным механизмом корректировки сложившейся ситуации может стать сфера дополнительного образования в рамках военной сферы, либо смежных направлений, которая должна согласовываться с  потребностями, желаниями, а главное – возможностями самого обучаемого. Приоритет данного механизма заключается в том, что ограничения по областям такого образования с учетом бурного развития дистанционного образования отсутствуют.

Ограничение временными ресурсами диктует требования по созданию эксклюзивных методик и технологий образования и формирования адаптационных навыков, однако, оставляя приоритет эффективности в индивидуальной работе преподавателя с обучаемым. При существующем насыщении разнообразными дисциплинами выход видится в разработке и внедрении междисциплинарных комплексных и универсальных компьютерных программ. Базовыми положениями таких продуктов могут быть признаны следующие моменты:

- первоначальная комплексная оценка обучаемого;

- создание индивидуальной учебной программы с помощью электронных средств, учитывающей как «стартовые» знания, так и предполагаемое место работы выпускника;

- подбор дисциплин, объема учебных часов, списка литературы и т.д.

-мониторинг успеваемости – текущий контроль и корректировка индивидуальной программы;

- заключительная оценка, выявление отклонений и недостатков;

- составление плана дальнейшей самостоятельной подготовки и отслеживание практической деятельности специалиста.

Список литературы

  1.        Передня В.Г. Латентные последствия сокращения наборов в военные вузы //Социологические исследования. 2014. №4. С. 83-89,  с.86
  2.        Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А. Адаптация курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2009. № 4. С. 287-289.
  3.        Здорова С.В. Адаптация курсантов образовательных учреждений МВД к учебно-служебной деятельности и их личностный адаптационный потенциал // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. С. 78-79.
  4.        Пустовалова Е.И. Успешная адаптация курсантов в вузе МЧС как основа развития профессионально значимых качеств // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 95. № 4. С. 174-179.
  5.        Абаполов Ю.В., Лотоненко А.А., Горелов А.А. Сравнительная характеристика начальной адаптации студентов гражданских вузов и курсантов военных учебных заведений // Культура физическая и здоровье. 2012. № 1. С. 40-44.
  6.        Чертушкина Т.А., Шмелева Н.Б. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, как объект деятельности социальных работников // Сервис в России и за рубежом. – 2012. Т. 28. № 1. С. 80-88.
  7.        Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982
  8.        Кравец А.В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Том 6, выпуск 1. С. 163-169.
  9.        Кравец А.В. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7., С. 136-140.
  10.   Чигрина И.Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. №11. С. 70-72.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru