Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения |
Страница 6 из 6
Четвёртый принцип определяет общие границы подготовки специалиста к межличностному взаимодействию, т.е. формирования таких способностей, которые способствовали будущему офицеру достигать максимального эффекта при выполнении боевой задачи, не апеллируя к неопределённости и неполноценности информации из внешней среды. Учитывая же уникальность каждой социальной группы (коллектива), а также неповторимость условий, в которых осуществляется деятельность команды (взвода, роты, полка и т.д.) профессионально подготовленный офицер обязан использовать не только свой багаж знаний, но и генерировать собственные методы воздействия на подчинённых. К сожалению, существующие программы военного обучения не предусматривают формирование умений креативного мышления, выработку у будущих офицеров инициативы и ответственности, умений рассчитывать риск. Не отрицая необходимости знания основополагающих правил, принципов и закономерностей ведения боевых действий, командирам, тем не менее, в бою приходится полагаться, в том числе, на свою сообразительность и интуицию и, как показывает опыт Великой Отечественной войны, наибольшего успеха добивались именно такие командиры. Подводя итог аналитической работе, автор отмечает, что по сравнению с исследованиями, проведёнными в 2006 г. А.В. Кравцом, проблемы статуса профессии и социальная защищённость военнослужащего перешли в разряд второстепенных. Беспокоит тот факт, что по-прежнему офицеров преследуют отсутствие перспектив, неустроенность материально-бытовых и жилищных условий; приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей, заниматься побочными видами деятельности в ущерб основной работе. В целом, необходимо отметить, что несмотря на положительную динамику адаптационных процессов в среде молодых офицеров, кадровая ситуация в армии остается острой. В целом опрос показал, что 27,8 % выпускников оценивают свои приобретённые знания и умения в институте на «хорошо» и 66,7 % на «удовлетворительно». При этом произвести в короткие сроки инженерно-тактические расчёты сумеют лишь 60,3% выпускников, организовать и провести занятия с личным составом – 58,2%, а 48,8% обладают навыками полевой выучки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потенциал военного института реализован лишь частично. В современных условиях курсанты должны получить такие знания, которые давали бы им возможность в самые короткие сроки освоить военную специальность. Учитывая тот факт, что концепция ведения военных действий и военная техника кардинально меняются в течение 5–10 лет, будущий офицер должен уметь учиться и самостоятельно овладевать знаниями. Фактически навыки и умения, заложенные в учебном заведении, в дальнейшем активно влияют на дальнейшую профессиональную деятельность. Проведенный анализ системы обучения курсантов в военном институте показал, что среди трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации к условиям военного вуза, наибольшую значимость имеют совмещение учебы и службы; условия учебы с обязательной самоподготовкой; специфичность и содержание преподаваемых дисциплин. В самый сложный период обучения (первый курс) происходит становление личности будущего офицера, формируется его стрессоустойчивость. Нельзя не согласиться с выводами И.Ю. Чигриной о том, что первоочередной задачей командиров, воспитателей и педагогов является помощь курсантам в прохождении этого сложного периода адаптации оперативнее и успешнее [10,с.72]. Проблема повышения уровня и качества образовательных услуг в военной сфере любого государства мирового сообщества в любые исторические периоды являлась объективно актуализированной, определяющей поиск способов и средств приведения образования в соответствие с требованиями среды. С одной стороны, этот поиск затруднялся стремлением подвести научную базу (научное обоснование) под структуру и содержание передаваемых знаний и, следовательно – постоянное «отставание идейной компоненты» от динамично изменяющихся условий общественных отношений. С другой стороны, отчётливое представление о невозможности учёта всей совокупности факторов влияния, в т.ч. в связи с ростом значения человеческого фактора в определении тактических целей и задач. Уровень и степень сложности (доступности) базовых знаний должны корректироваться с большей гибкостью в соответствии с уровнем первоначальной подготовки обучаемых, поступающих в высшие военные учебные заведения. В России до настоящего времени присутствует «размытость» понятия «базовые знания» и, как следствие, корректируется весь структурный комплекс образования (происходит смена государственных стандартов, без возможности временной оценки качества образовательных продуктов), обладающий к тому же неповоротливостью и косностью. Ввиду этого формирование адаптационного механизма у офицеров происходит неоднородно. Действенным механизмом корректировки сложившейся ситуации может стать сфера дополнительного образования в рамках военной сферы, либо смежных направлений, которая должна согласовываться с потребностями, желаниями, а главное – возможностями самого обучаемого. Приоритет данного механизма заключается в том, что ограничения по областям такого образования с учетом бурного развития дистанционного образования отсутствуют. Ограничение временными ресурсами диктует требования по созданию эксклюзивных методик и технологий образования и формирования адаптационных навыков, однако, оставляя приоритет эффективности в индивидуальной работе преподавателя с обучаемым. При существующем насыщении разнообразными дисциплинами выход видится в разработке и внедрении междисциплинарных комплексных и универсальных компьютерных программ. Базовыми положениями таких продуктов могут быть признаны следующие моменты: - первоначальная комплексная оценка обучаемого; - создание индивидуальной учебной программы с помощью электронных средств, учитывающей как «стартовые» знания, так и предполагаемое место работы выпускника; - подбор дисциплин, объема учебных часов, списка литературы и т.д. -мониторинг успеваемости – текущий контроль и корректировка индивидуальной программы; - заключительная оценка, выявление отклонений и недостатков; - составление плана дальнейшей самостоятельной подготовки и отслеживание практической деятельности специалиста. Список литературы
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.