Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания

Становление нового мировоззрения связано с представлениями о целостности мира и взаимозависимости его частей. Это явление сопровождается не только введением принципиально новых категорий, но и эволюцией содержания старых при включении в новую категориальную систему (речь идет о таких категориях как истина, движение, система, случайность, закономерность, судьба, иерархия и некоторых других).

Возникновение и формирование понятия «истина» восходит к мифологическому сознанию, когда само содержание этого понятия было неотделимо от понятий культа, закона, законности. Дальнейшее его развитие все больше разделяло истину-веры и истину как «соответствие действительности», близкое к содержанию слова «правда». Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к учению Аристотеля, эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Бекон, Спиноза, Гельвеции, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Герцен, Чернышевский, Фейербах и др.). В идеалистических системах истина понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов, или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами. Согласно диалектическим представлениям истина – внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Истина относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. В то же время в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится частичка абсолютного знания. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Абсолютную истину познать невозможно, но в каждой относительной истине есть доля абсолютной истины, об этом говорили многие ученые, философы и мыслители всех времен. Значит, если мы возьмем массу относительных истин и будем сталкивать их друг с другом до тех пор, пока из искр абсолютной, вылетающей из недр относительных, не вспыхнет огненный столб стержневой истины, только тогда истина откроется [8].

«Истина калейдоскопична, и изменяется согласно той точки зрения, с которой на нее смотрят», писал в середине XIX века Джон С. Милль, замечая, что каждый поэт, мыслитель, философ в своем представлении о структуре и устройстве мира опирается не только на фундаментальные законы природы, искусства, или другие уже открытые законы, но и на свой личный жизненный опыт, на свое миропонимание и личные представления о практическом применении сформулированных законов и теорий познания. Таким образом, каждое новое представление об истине и природе ее возникновения вносит в общее, глубоко синкретичное понятие «истины» новую грань, приближая тем самым общее понятие на один шаг к абсолютному. Исходя из предпосылок нового метода познания, концепт истины, выступающий критерием познания, верности его направления, приобретает принципиально новое значение «точки схода», объединяющей в непротиворечивом полифункциональном согласии относительные истины, характеризующие объект исследования. В любом явлении окружающего мира существуют полярные начала, в чем состоит принцип дуалистичности мира. В отношении к логическому принципу определенности можно выявить две позиции. Первая – дихотомический принцип исключения противоположностей, сформулированный древними греками как закон противоречия и закон исключенного третьего: или А, или не А, не может одновременно быть и А и не А. Второе направление зарождается в христианской парадигме, в которой противоречия не исключают, а дополняют друг друга. «Когда один скажет: «Он думал как я», а другой: «нет, как раз, как я, то, полагаю, благочестивее скажу я: «а почему не так, как вы оба, если вы оба говорите правильно?»», пишет Августин [1, с.198].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru