Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания

Этот путь Августин называет «путь направленности воли на любовь к истине» [там же]. «Если бы я писал книгу высшей непреложности, я предпочел бы написать ее так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна; я не вложил бы в них единую, отчетливую мысль, исключающую все другие, ошибочность которых меня могла бы смутить» [там же]. В этом же направлении развивает свою педагогическую систему Я.А. Коменский. В «Предвестнике всеобщей мудрости» он пишет: «Дело не в победе какой-нибудь одной партии над другой, а в достижении всеобщей гармонии» [7]. «Его поиск истины был направлен не только на познание сущности вещей, но и на формирование внутреннего мира человека» [12]. В высшей степени актуальная для нашего времени идея согласия, отмечает С. Вайман, ведет к тому, что «отпадает надобность в противоборстве, в критических рейдах на территорию оппонента, пламенных инвективах и развенчании «чуждых взглядов». Вообще отпадает надобность в какой-либо духовной агрессии по отношению к инакомыслию» [4,с.401]. «В средневековой философии развивается диалогичность, направленная не на исключение логических противоречий, как это было характерно для философии Античности, а на достижение взаимопонимания и сотрудничества» [12]. Если дихотомическая логика по своей сути технологичная, связана с действием и с выбором (ее принцип нашел ироничное отображение в образе Буриданова осла), то троичная логика (или у некоторых исследователей «триадная логика») – по сути эвристическая. В качестве примера приведем фрагмент диалога из «Вопросника» Алкуина, составленного для сына Карла Великого, Пипина: «Что такое жизнь? – Радость для счастливых, печаль для несчастных, ожидание смерти. – Что такое человек? – Раб смерти, мимолетный путник, гость в своем доме. – Что такое небо? – Вращающаяся сфера, неизменный свод. – Что такое глаза? – Вожди тела, сосуды света, истолкователи души. – Что такое солнце? – Светоч мира, краса небес, счастье природы, честь дня, распределитель часов. – Что такое звезды? – Роспись свода, водители мореходов, краса ночи. – Что такое земля? – Мать рождающихся, кормилица живущих, келья жизни, пожирательница всего» [2 т.1, с. 307-310]. В. Хёсле считает, что «verum» предполагало не только то, что есть, но и то, что должно быть, и что в этих координатах заложена этическая оценка. Замена «verum» на «factum», то есть замена троичности на детерминизм, по Хёсле, определила научную рациональность Нового времени, и в этом «уже заложено стремление<…>использовать любые цели», а не Истину, понимаемую как единство Единого (παν-) и Блага (для παν-). «Без принципа «verum → factum», перенесённого в политику, тоталитаризм понять невозможно» [10, с.65]. Идеи троичности мы находит и в русской религиозной философии. «Тому, кто захочет попристальнее вглядеться в тайны этого перекрестка, – пишет В.Н. Ильин – становится ясно, что есть некий общий фокус, откуда исходят три луча: религиозно-библейский, гуманитарный и естественнонаучный» [6, с. 11]. «Они нуждаются друг в друге, дополняют друг друга и только в единстве позволяют, в конечном счете, получить представление о мире как о целостности. Таким образом, формирование внутреннего мира человека подобно фокусу, из которого исходят три луча – гуманитарный, естественнонаучный, религиозно – библейский» [12].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru