Игра – важнейший фактор в обучении детей с отклонением в развитии

Неправильно указывать ребенку на то, что он стал большим и играть должно, быть стыдно. Игра – не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга. Не следует забывать релаксирующего значения игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только воздохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, находить разницу игровой и учебной деятельности./6, стр.99/.

         Каждый ребенок занимает в классе определенное  положение, которое выражается в отношении к нему сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенности поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности. Поведение ребенка в игре принципиально меняется: оно становится произвольным, в игре реализуются две функции – следование определенной роли и контроль над исполнением роли в игре. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры. Естественно, что «функция контроля еще слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения». /19, стр.335/

         В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределения ролей, игрового материала и т.д. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. /13, стр. 18/.

 В жизни детей в школе игра становится ведомой формой, уступая главную роль деятельности учебной.

         Не возникая на пустом месте, учебная деятельность «есть продолжение и развитие игровой деятельности. Учебная деятельность не надстраивается над игровой, используя определенный уровень развития восприятия, памяти, мышления, речи и т.д. Учебная деятельность вырастает из игровой, в ней происходит развитие всех качеств личности». /17, стр.27/.

         Принцип сохранения предыдущего в последующем отражает необходимость плавного перехода от игры к учению, создания своеобразного мостика, состоящего из «полуигры» и «полуучения». /18, стр.27/.

         Наиболее сложны сюжетно – ролевые игры, они могут проводиться как самостоятельные, использоваться в процессе занятий по социально – бытовой адаптации, ручному труду и конструированию, на занятиях по обучению самообслуживанию и гигиене./12, стр.149/.

         Ошибочно считать, что правила есть только у настольных и спортивных игр. Сюжетно – ролевые игры («В школу», «В магазин», «В больницу» и др.), которые, казалось бы, свободны от правил, все же эти правила имеют, хотя и в скрытом виде. Правила скрыто в самой игровой роли. Избрав ту или иную роль (учителя, ученика, врача, больного, покупателя, продавца и др.), ребенок обязан подчиниться и действительно подчиняется правилам поведения своего персонажа и ведет себя соответственно тому, как тот должен вести себя в жизни./15, стр.239/.

         Именно эта игра позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым». Можно действовать «понарошку», можно «принять гостей», «постричь товарища», «построить дом», «быть водителем автобуса», «быть строителем». Возможность бесконечного многообразия ролей придает игре в глазах детей особое очарование и вместе с тем формирует их самосознание, дает реальный опыт, для познания себя:  какой я есть, каким могу быть. Это новое знание о себе как результат осознания того, что Я – реальное и Я – идеальное не совпадают, с помощью учителя может стать импульсом желания измениться, развиваться, становиться другим./15, стр. 237/.

         Дидактические игры могут использоваться в процессе уроков по обучению грамоте и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, на уроках – занятиях по самообслуживанию и гигиене, ручному труду и конструированию, изобразительной деятельности. /12, стр.149/.

Глубокие речевые нарушения детей с интеллектуальной недостаточностью приводят к речевой замкнутости, поэтому очень важно снять с этих детей «режим молчания», повысить их речевую мотивацию. Это может быть достигнуто с помощью использования различных вспомогательных приемов: наглядные пособия, вопросы учителя, интересные темы, ситуации, игры, совместная продуктивная деятельность по теме урока, поощрительные меры.         Используя на уроках дидактические игры, учитель отводит особое место в ней  речи, которая не только сопровождает игру, но и учит правильно пользоваться словами в игре. Так, например, в ходе изучения темы «Школьные принадлежности», готовящей детей к игре «Школа», используются следующие игры: «Магазин канцтоваров», «Найди школьные принадлежности среди игрушек», «Чудесный мешочек», «Что делают с этим предметом?»

Овладение ребенком прочными знаниями – длительный процесс, который требует большого количества упражнений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию, используемому материалу, форме, проводиться систематически в различных вариантах и постепенно усложняться./12, стр.137/. И это очень важно для детей с нарушением интеллекта, изучение темы в системе  простого к сложному материалу.

Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь, одновременно дают им определенные знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы, и прежде всего познавательные. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов. /10, стр.250/.

Театрализованные игры могут использоваться на музыкально – игровых занятиях, на занятиях по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений./14, стр.8/.

Театральное искусство влияет на сознание и чувства детей. Вовремя зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее на сцене как реальность, способность детей к подражанию и их эмоциональность делают детей доверчивыми и доступными педагогическому воздействию, открывает перед детьми мир прекрасного./9, стр. 119/

Психолог и философ, член-корреспондент АНСССР С.А. Рубинштейн (1889-1960) писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».

Речь у детей с отклонением в развитии неразвитая, монотонная, на вопрос учителя отвечают одним словом, все эти нарушения создают большие проблемы в классе. Детей с первых дней учебного процесса надо научить управлять своей мимикой и языком. «Улыбаться», “плакать”, “смеяться”, “сердиться”, радоваться, “злиться” дети учатся перед зеркалом. Речевые игры, настольный кукольный театр, разнообразные пальчиковые игры, театрализованные представления, перекладывание круп и шишек, навязывание крупных и мелких бусинок, перебирание пуговиц и лоскуточков, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывание орешков, косточек и желудей и многие другие. Такие игры сопровождались мини – драматизациями и развивали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную, и кинестетическую чувствительность детей.

Занимаясь с умственно отсталыми детьми театром, мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, наши дети смогли использовать и в повседневной жизни. Надеемся, что искренность и доброту они пронесут через всю свою жизнь

Подвижные игры проводятся на занятиях по физкультуре, на музыкально – игровых занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, на динамической перемене и т.д. /12, стр.149/. Подвижные игры способствуют развитию и коррекции общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно – двигательной координации. Формирование способов усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, действий по речевой инструкции./7,стр.3/.

Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность. Дети не всегда соблюдают правила игры, педагог корректирует их действия или вместе с детьми меняет правила игры.

Подвижные игры важны не только для двигательного развития детей, но также для развития и эмоционально – волевой сферы, формирования ориентировки в пространстве, умения действовать сообща со сверстниками, подчинять свое поведение правилам игры. По уровню сложности наиболее доступными для детей с выраженной умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры и игры – забавы./12, стр. 144/.

Большое значение для детей с нарушением интеллекта на уроках имеют игры с пением, развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузу, вовремя вступать в игру, менять движение и пр.). Чувство коллективизма, ответственность за общую игру.

Чтобы песня понравилась, полюбилась, и с ней захотелось еще раз встретиться, учителю необходимо стать актером с выразительной интонации голоса, и мимики, и даже жесты. Чем ярче будет музыкальный рассказ, тем внимательнее будут слушать дети и тем скорее загорятся желанием разучить, повторить, спеть услышанное./5, стр. 7/.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

О постепенном перерастании игры в трудовую деятельность напоминал педагогам и родителям А. С. Макаренко: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают… В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра… в этом пункте игра очень похожа на работу». А. С. Макаренко считал, что в хороших играх быстрее и лучше воспитываются любовь к труду и ответственность, привычка понимать и учитывать значение слов «надо» и «нельзя»./9, стр.82/.

«Труд без элементов добровольности и желания часто ребенку в тягость, так же как и игра, если становится подневольной обязанностью. Игра…только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию»./1, стр. 68 -69/.

Труд смягчается благодаря появлению интереса и удовольствия, и тогда в трудовой деятельности обнаруживаются некоторые «сопутствующие» элементы, близкие по своей структуре и содержанию тем, которые лежат в основе игры, - добровольность, интерес./15, стр.21/.

Если дети самостоятельно организуют игры не только с равноправными участниками, но и такие, в которых есть управляющий и управляемые, и доводят игру до конца с последующей оценкой исполнения ими ролей, то можно говорить о высоком уровне игровой активности детей с нарушением интеллекта./10, стр.260/.

Литература

  1.      Азаров Ю.П. Игра и труд. – М., 1973.
  2.      Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – «2-е изд. перераб. и доп. – М.,: Просвещение, 2003.
  3.      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./ Вопросы психологии. – 1966.
  4.      Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под ред. В.В. Давыдова. – М.,: Педагогика – Пресс, 2002.
  5.      Горбина Е.В. Игры, песенки и танцы для детских праздников. – Ярославль. Академия развития.
  6.      Зайцева И.А. Коррекционная педагогика./ Под ред. В.С. Кукушина. – Издательский центр «МарТ» М., 2004.
  7.      Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями./ Под ред. Стребелевой Е.А. – М.
  8.      Каптерев П.Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1999.
  9.      Макаренко А.С. О воспитании в семье. – М., 1955.
  10.                        Нарушение темпа и ритма речи. Книга II./ Под ред. Волковой Л.С. – М., 2007.
  11.                        Овчар О.Н. Формируем личность и речь дошкольников. – М., 2005.
  12.                        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. /Под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007.
  13.                        Панфилов М.А.  Игротерапия общения. М.
  14.                        Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. М., 2009.
  15.                        Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями./ Под ред. Кумариной Г.Ф. М., 2003.
  16.                        Тураева М.Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. /Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014г.)
  17.                        Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1981.
  18.                        Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М., 1994.
  19.                        Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
  20.                        Журнал «Дошкольная педагогика» №7, 2012; №4, 2005; № 4, 2013; №2, 2013.

 





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Игра – важнейший фактор в обучении детей с отклонением в развитии
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru